ФЭНДОМ

Московские Высшие Женские Курсы — высшее учебное заведение для женщин в дореволюционной (1917 г.) России. Просуществовало с 1900 по 1918 год, после чего было переименовано во 2-й МГУ и открыто также для мужчин. Основал (после закрытия аналогичных курсов) проф. В. И. Герье. Первоначально курсы состояли из двух факультетов (институтов) — Историко-философского и Физико-математического (с математическим и естественным, а позже и медицинским отделениями). В 1908 г. медицинское отделение выделилось в отдельный факультет. В МВЖК преподавали выдающиеся ученые — В. И. Вернадский, С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин, Н. Д. Зелинский, А. А. Эйхенвальд, Б. К. Млодзиевский, А. Н. Реформатский и др. Одной из первых профессоров — женщин стала выпускница МВЖК О. Н. Цубербиллер (автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии).

Документ Править

27 мая 1900 года в газете «Правительственный вестник» было опубликовано:

«ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ об учреждении в Москве Высших Женских Курсов».

Государственный Совет в департаменте промышленности, науки и торговли и в общем собрании рассмотрев Представление Министерства Народного Просвещения об учреждении в Москве высших женских курсов, мнением положил:

I. Учредить с 1-го июля 1900 г., в Москве высшие женские курсы на Высочайше утвержденных, 23 февраля 1889 г., главных основаниях для С-Петербургских высших женских курсов, представив Министру Народного Просвещения утвердить собственной властью составленные, согласно означенным основанием, временные правила устройства и содержание сих курсов.

II. На содержание директора и инспекции учрежденных курсов ассигновать из Государственного Казначейства: в 1900 г. четыре тысячи триста рублей и с 1-го января 1901 г. по восьми тысяч шестисот рублей еҗегодно.

III. Поручить Министру Народного Просвещения войти в соображение вопроса об издании положения о высших женских курсах и свои предположения по сему предмету внести на законодательное утверждение по возможности в непродолжительном времени.

Его Императорское Величество изложенное мнение Государственного Совета, 7-го апреля 1900 г., Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

Документ Править

ПРОТОКОЛ № 77/113

ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

16/Х — 18 г.

Присутствовали: Д. Н. Артемьев, Ф. В. Ленгник, В. И. Калинин, М. Н. Покровский, В. М. Познер, Д. Б. Калинин ПОРЯДОК ДНЯ:

……..

IX. О Высших Женских курсах

……..

Слушали:

О Высших женских курсах

Постановили:

а). Преобразовать Высшие Женские Курсы во II Московский Государственный Университет, сделав его смешанным учебным заведением, но не считая его вновь создаваемым Высшим Учебным Заведением;

б). Назначить Комиссара на преобразовываемые Высшие Женские Курсы;

в). Ассигновать на содержание курсов в виде аванса 1/12 представленной ими сметы;

г). Смету передать на рассмотрение в Коллегию Финансового Отдела

Научный архив АПН СССР: ф. 18, оп. 1, д. 10, л. 161

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики