ФЭНДОМ

Модель А  — используемая в соционике модель функционирования психики человека. Эта модель выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила свое название в честь основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Модель А является развитием так называемой «Модели Ю» — термин, используемый в соционике для обозначения модели Карла Густава Юнга; в ней использовались только 4 функции — программная, творческая, болевая и суггестивная.

Примечание. Описания всех 16 социотипов (в том числе по модели А) будут размещаться в статье Тип информационного метаболизма.

Функции в модели А Править

Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция – «программная», «базовая», она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция – «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция – «ролевая», «нормативная», по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция – «болевая», место наименьшего сопротивления, по этой функции человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, возможны неадекватные реакции, по болевой функции человек нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция – «суггестивная», «внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах.
  • 6 функция – «активационная», «референтная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция – «наблюдательная», «ограничительная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но старается ограничить свою деятельность, нередко используются ограничительные аргументы по этой функции.
  • 8 функция – «демонстративная», «фоновая», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Различные классификации функций Править

  • ментальные функции (1, 2, 3, 4) – характеризуются высокой степенью осознанности
  • витальные функции (5, 6, 7, 8) – характеризуются низкой степенью осознанности
  • сильные функции (1, 2, 7, 8) – зона уверенности, независимости и эффективных действий, сильные функции олицетворяют способности индивидуума.
  • слабые функции (3, 4, 5, 6) – зона неуверенности, сомнений, зависимости от окружающий, подстройки под общество.
  • акцептные функции (1, 3, 5, 7) ориентированы преимущественно на получение информации из внешних источников и ее воспроизведение
  • продуктивные функции (2, 4, 6, 8) ориентированы преимущественно на генерацию новой информации
  • инертные функции (1, 4, 6, 7), образующие левый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на внутреннюю обработку информации, их активность мало зависит от окружающей ситуации
  • контактные функции (2, 3, 5, 8), образующие правый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на обмен информации с внешним миром, их работа зависит от окружающей ситуации.
  • ценностные функции (1, 2, 5, 6) – функции, образующие ценности социотипа.
  • неценностные функции (3, 4, 7, 8) – функции, не составляющие ценности для социотипа.

Теория мерностей Править

Понятие «мерность функций» введено в научный оборот А.В.Букаловым в 1989 году, в дальнейшем получило развитие в работах В.Д.Ермака.

  • одномерные функции (4, 5), согласно теории мерностей они способны накапливать и использовать информацию, связанную с жизненным опытом человека, в незнакомой ситуации могут действовать неадекватно.
  • двухмерные функции (3, 6), помимо жизненного опыта они способны усваивать социальные нормы, стандарты, шаблоны и действовать в соответствии с ними.
  • трехмерные функции (2, 7), помимо жизненного опыта и социальных норм они способны ориентироваться в ситуации, находить нестандартные решения.
  • четырехмерные функции (1, 8), помимо жизненного опыта, социальных норм и владения ситуацией они также ориентируются во времени, способны решать воображаемые задачи, работать на опережение.

Блоки и кольца Править

  • Блок «Эго» образуют 1 и 2 функции. Блок сильных, хорошо осознаваемых функций. По блоку «Эго» человек обычно проявляет наибольшую социальную активность, работа по этим функциям наиболее востребована социумом.
  • Блок «Суперэго» образуют 3 и 4 функции. Блок слабых, хорошо осознаваемых функций. По блоку «Суперэго» человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
  • Блок «Суперид» образуют 5 и 6 функции. Блок слабых, плохо осознаваемых функций. По блоку «Суперид» человек человек нуждается в помощи социума, легко поддается манипуляциям.
  • Блок «Ид» образуют 7 и 8 функции. Блок сильных, плохо осознаваемых функций. По блоку «Ид» человек проявляет активность, преимущественно направленную на обеспечение собственных потребностей и не стремится к активному обмену информацией.
  • Ментальное кольцо образуют 1, 2, 3, 4 функции. В ментальном кольце находятся хорошо осознаваемые функции, отвечающие за социальную активность человека.
  • Витальное кольцо образуют 5, 6, 7, 8 функции. В витальном кольце находятся плохо осознаваемые функции, отвечающие за индивидуальные потребности человека.

Движение информации в модели А осуществляется в ментальном кольце по циклу => 1 => 2 => 3 => 4 => и в витальном кольце по циклу => 5 => 6 => 7 => 8 =>

Наполнение модели А и расположение соционических функцийПравить

Аспекты информационного метаболизма Править

  • Файл:Socionics-profiteor.gif - «черная логика» (деловая логика) - оценка деловых качеств, стремление к эффективности и целесообразности действий, понимание работы механизмов, технологических процессов, организаторские способности.
  • Файл:Socionics-logos.gif - «белая логика» (структурная логика) - оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
  • Файл:Socionics-emoveo.gif - «черная этика» (этика эмоций) - понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
  • Файл:Socionics-relatio.gif - «белая этика» (этика отношений) - оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию.
  • Файл:Socionics-intueor.gif - «черная интуиция» (интуиция возможностей) - многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, выбор оптимальных решений.
  • Файл:Socionics-tempus.gif - «белая интуиция» (интуиция времени) - понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
  • Файл:Socionics-factor.gif - «черная сенсорика» (силовая сенсорика) - ощущение окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, физической силы и волевых качеств людей, оценка расстановки сил, настойчивость, пробивные качества, стремление к лидерству.
  • Файл:Socionics-sensus.gif - «белая сенсорика» (сенсорика ощущений)- восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, стремление к комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Черная и белая логика, черная и белая этика считаются рациональными аспектами, черная и белая интуиция, черная и белая сенсорика – иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные черным цветом, считаются экстравертными, белым цветом – интровертными.

Расположение соционических функций в модели А Править

Каждому соционическому типу соответствует свое расположение аспектов информационного метаболизма в модели А.

Информационные аспекты расположены в модели А не произвольно, а в соответствии с определенными правилами:

  • если первая функция иррациональная, то вторая - рациональная и наоборот;
  • если первая функция экстравертная, то вторая интровертная и наоборот;
  • если первая функция иррациональная (рациональная), то третья, пятая и седьмая функция также будут соответственно иррациональными (рациональнами);
  • если первая функция экстравертная (интровертная), то третья, шестая и восьмая функция также будут соответственно экстравертными (интровертными);
  • если вторая функция иррациональная (рациональная), то четвертая, шестая и восьмая функции также будут соответственно иррациональными (рациональнами);
  • если вторая функция экстравертная (интровертная), то четвертая, пятая и седьмая функция также будут соответственно экстравертными (интровертными);
  • если в первой функции – логика (этика, интуиция, сенсорика), то в седьмой функции тоже будет логика (этика, интуиция, сенсорика), но другой вертности;
  • если во второй функции – логика (этика, интуиция, сенсорика), то в восьмой функции тоже будет логика (этика, интуиция, сенсорика), но другой вертности;

Таким образом, существует 16 возможных вариантов расположения соционических функций в модели А, соответствующих 16 социотипам.

ИсточникиПравить

  • Л.Бескова, Е.Удалова. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе. [1]
  • В.Гуленко. Описание соционических типов и интертипных отношений. [2]
  • В.Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались. [3]
  • Е.Филатова. Искусство понимать себя и окружающих. [4]
  • Соционика [5]

См.такжеПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики