ФЭНДОМ

Михаил (в миру Мудьюгин Михаил Николаевич), архиепископ (12 мая 1912, Санкт-Петербург — 28 февраля 2000, Санкт-Петербург) — священнослужитель Русской православной церкви, богослов.

Семья Править

Отец, Николай Алексеевич, статский советник, работал в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мать, Вера Николаевна, преимущественно занималась воспитанием детей. Братья: Владимир (инженер), Георгий (юрист-криминалист).

Супруга Дагмара Александровна, русская немка, первоначально лютеранка, затем перешла в православие с именем Мария. Бракосочетание состоялось в 1932 году. Скончалась в 1963 году.

Юность и арест Править

В детстве был посвящён в чтецы митрополитом Вениамином (Казанским). Пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Принимал активное участие в жизни Свято-Андреевского Старо-Афонского подворья в Санкт-Петербурге. Еще в детстве встретил людей, которые способствовали его духовному развитию. Позднее вспоминал: «Один из таких людей был мой первый, с семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках. Пески — это старинное название старого района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали».

В 1929 году, по окончании средней школы, пытался поступить на химический факультет Ленинградского университета, но не выдержал экзамен по математике (в этот период детям дворян было затруднено получение высшего образования).

В январе 1930 года был арестован за участие в церковной жизни. Находился в предварительном заключении до сентября 1930 года. Приговорен к трем годам лишения свободы условно. Позднее вспоминал, что встретил в тюрьме много интересных людей, хорошо молился.

Судьба инженера Править

С 1930 года работал на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде: чернорабочий, шлифовщик. Одновременно учился в вечернем Ленинградском институте иностранных языков, который окончил в 1933 году с дипломом преподавателя немецкого языка и переводчика технической литературы. Работы в Ленинграде не нашел, уехал на Урал, где преподавал в школе химию и немецкий язык. Самовольно вернулся в Ленинград, был выслан, жил в Новгороде, несколько месяцев был безработным, затем работал теплотехником на заводе. Добился права вернуться в Ленинград, жил в городе Пушкине, работал в конструкторском бюро, вместе с которым был эвакуирован в начале войны на Урал.

Во время Великой Отечественной войны работал в Свердловске, затем в Новосибирске, где был старшим инженером по приемке, установке и монтажу оборудования на заводе. В 1947 году вернулся в Ленинград. Окончил энергетический факультет Института металлопромышленности (1946 год), аспирантуру котло-турбинного института имени Ползунова, в котором проработал несколько лет. С 1953 года — кандидат технических наук, доцент Ленинградского горного института, преподавал теплотехнику (до 1957 года).

Церковная деятельность Править

С 1955 года готовился к принятию священного сана. В 1958 году рукоположен в диаконы, затем в священники епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым). В 19581960 годах служил в кафедральном соборе Вологды, затем — в Казанском храме города Устюжна. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию, а зтем Ленинградскую духовную академию (ЛДА, ныне Санкт-Петербургская духовная академия) со степенью кандидата богословия (тема диссертации: «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского собора»). С 1964 года — протоиерей.

С 1964 года преподавал в Ленинградских духовных школах латинский язык, историю и разбор западных исповеданий, был помощником инспектора. С 1966 год — доцент, декан вновь организованного при ЛДА факультета африканской христианской молодежи (создание этого факультета, по некоторым данным, предотвратило планировавшееся закрытие академии). В 19661968 годах был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Назначен на этот пост по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Старался обновить и приблизить к жизни систему семинарского и академического образования, стремился повысить общий культурный уровень студентов, знакомить их с художественной литературой. Это показалось властям опасным, и он был переведён в Астрахань.

31 октября 1966 года был пострижен в монашество, с 4 ноября 1966 года — архимандрит, с 6 ноября 1966 года — епископ Тихвинский, викарий Ленинградской епархии.

С 20 июля 1968 года — епископ Астраханский и Енотаевский, с 2 сентября 1977 года — архиепископ. В 1972 году защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям».

С 27 декабря 1979 года — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. За время его управления Астраханской и Вологодской епархиями в них не было закрыто ни одного храма. Совмещал архиерейскую деятельность с работой в качестве профессора ЛДА. В 1984 году университет города Турку (Финляндия) присвоил ему ученую степень доктора богословия honoris causa. Читал лекции в Вюрцбургском университете и в университете города Турку.

В конце 80-х — начале 90-х годов, несмотря на преклонный возраст, возглавил процесс активизации церковной жизни в Вологодской епархии. Было организовано духовное училище, открыт Спасо-Прилуцкий монастырь, увеличилось количество действующих храмов (с 17 до 40). Владыка Михаил читал лекции по основам православной веры в высших учебных заведениях Вологды, пользовался уважением среди вологодской интеллигенции.

23 февраля 1993 года отправлен Св. Синодом на покой с «глубокой благодарностью за понесенные труды» и просьбой продолжать научно-богословскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургских духовных школах. Также преподавал на катехизаторских курсах Новгородской епархии, в гимназии и в католической семинарии в Санкт-Петербурге. В последние годы жизни много проповедовал, делая передачи на петербургском радио «Геос».

Свободно владел латинским, английским, французским, немецким, греческим, финским языками, хорошо переводил с испанского и итальянского. Участвовал во многих богословских собеседованиях с представителями протестантских церквей (в основном Финляндии и Германии) и католиками. Был убежденным сторонником экуменического диалога и умеренных церковных реформ. Положительно относился к деятельности протоиерея Александра Меня.

В юности получил музыкальное образование, прекрасно играл на фортепьяно. Вел очень скромный образ жизни.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Труды Править

Литература Править

  • Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской православной церкви по состоянию на 1 октября 1997 года. М., 1997.
  • Архиепископ Михаил: Принятие духовного сана было моей мечтой с детских лет/ Сегодня. 1995. 27 декабря.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики