ФЭНДОМ

Файл:Пигм.-минер.-выкр.jpg
Файл:IcSergGlotkin.jpg

Минеральные пигменты, — это природные минералы, традиционно используемые в иконописи в качестве красок в виде яичной темперы, после их предварительной очистки, растирания, и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка.

С древнейших времен внимание человека привлекали ярко окрашенные минералы. Cначала их использовали только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых камней краски. Поражают яркостью и стойкостью краски древних египтян, ассирийцев, греков и др. Первыми минералами-красителями стали железистые охры, с их неподвластной времени широкой цветовой гаммой, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь. Еще во II в. до н. э. древние китайцы преодолевали перевалы Памира, чтобы добыть и привезти к себе на родину драгоценную в те времена киноварь из известных уже тогда месторождений нынешнего Киргизстана. А Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так ценим, что обменивался купцами 1:1 на золото. В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами.

Различна форма их нахождения в природе. Минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных кристаллов или их сростков с ясно видимыми невооруженным глазом гранями, так и в виде различных агрегатов микрозернистого строения. Но часто и в близких к аморфным (некристаллическим) образованиях, например — волконскоит.

Для качества минеральной краски весьма существенна степень кристалличнсти исходного сырья. По этому признаку различаются два типа минералов — пигментов: кристаллические(киноварь, гематит, лазурит) и землистые охры, лимонит, ярозит, глауконит).

Кристаллическое сырье при измельчении дает в различной степени просвечивающие осколки или мелкие кристаллики, ограниченные разноориентированными плоскостями (поверхностями скола, естественными гранями). В зависимости от их размеров, формы, ориентировки, степени просвечиваемости, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д. Поэтому, видимо, не случайно древние иконописцы добавляли киноварь в черную краску, что создаёт поразительный эффект внутреннего свечения, когда в рисунке фрагмент или деталь черного цвета, цвета бездонной пустоты, приобретает объемность, неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы от него исходит свет.

В иконе черезвычайно важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических красок этому требованию не удовлетворяют. Но именно измельченные минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч не только проходит насквозь один за другим, но еще и многократно преломляясь множеством кристаллических частиц создает эффекты глубины изображения и его внутреннего свечения.

Существует определенный набор признаков, необходимых для использования минерала для краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (у геологов это свойство называется «цвет черты» и служит диагностическим признаком минерала). Дело в том, что цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сиильно варьировать в зависимости от множества причин.

Так, некоторые сочноокрашенные камни, например — амазонит, нефрит, бирюза, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски непригодны.

Хрупкость и низкая твёрдость минералов-красителей значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в дешевых фарфоровых ступках, практически не загрязняясь их материалом (исключение представляют минералы с твердостью более 4,5) и на специальных приспособлениях для растирания минералов — «курантах», представляющих из себя в тех или иных модификациях две матовых шершавых стекляных плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска минералов — пигментов сильно зависит от степени их измельчения. Некоторые из них не следует растирать слишком сильно, а использовать по возможности в «крупном помоле», поскольку интенсивность цвета тем сильне, чем крупнее зерно. Это относится в основном к лазуриту и азуриту, которые при слишком сильном перетирании «выбеливаются», — чем сильнее они растерты, тем бледнее насыщенность цвета.

После приготовления из минерала порошка — пигмента, он разводится в «эмульсии» — яичном желтке, разбавленном кипяченой водой с добавлением капли уксуса, и краска, называемая «яичная темпера», готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Для настенных росписей по влажной извести, называемых «фресками», вместо желтка используется яичный белок.

Минералы-пигменты относятся к различным классам соединений: Править

Основные цвета: Править

Источник: В. А. Слётов. Минеральные пигменты в иконописной традиции

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики