ФЭНДОМ

Минас Карапетович Аветисян (20 июля 1928, с. Джаджур, Ахурянский район, Армения24 февраля 1975, Ереван), армянский художник.

БиографияПравить

Родился в крестьянской семье.

  • 19471952 — занимался в Ереванском училище имени Ф. Терлемезяна
  • 19521954 — учился в Ереванском художественно-театральном институте
  • 19521954 — учился в ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина, где одним из его главных учителей был Б.В. Иогансон
  • С 1960 — жил в Ереване
  • 1962 — экспозиция «Пять художников» в Ереване, принесшая ему широкую популярность
  • 1968 — заслуженный художник Армении
  • 2 января 1972 — сгорела до тла его Ереванская студия

В зрелых вещах Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, – пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы – воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Аветисян, хотя и тяготея в целом скорее к французскому модерну и раннему авангарду начала 20 в., сближался с современным ему российским «суровым стилем».

Успешно выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.

Трагически погиб в автомобильной аварии.

Землетрясение уничтожило часть его фресок в Гюмри и музей в родной деревне Джаджур. Между 1960 и 1975, Минас создал около 500 холстов, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для более чем десятка театральных представлений. Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи.

РаботыПравить

СсылкиПравить

Интересная историяПравить

Во время войны и в послевоенное время жители Джаджура, как и всех приграничных сел, были предупреждены, чтоб были предельно внимательны, обнаружив подозрительное незнакомое лицо (шпиона), сообщили куда полагается. Однажды жители села на косогоре увидели человека с тростью, который делал какие-то странные движения. Незнакомца притащили в контору к председателю колхоза… Вскоре пришел председатель и стал укорять собравшихся. „По-вашему это - шпион? Ведь это же художник Акоб Ананикян…“ В это время к художнику подошел молчаливый юноша и попросил посмотреть его рисунки. Это был Минас. Его работы просто восхитили Ананикяна, который подарил юноше все, что у него было: мольберт, краски, кисти. Он пообещал чаще приезжать в село. А матери Минаса, Софик, он прошептал: „У мальчика - талант. Помоги ему, а мужу скажи, чтоб обязательно отправил его в школу художественного искусства“.

Мать пообещала и свое обещание сдержала. Поступивший в 1947 году в Ереванское художественное училище имени Ф. Терлемезяна Минас был на 5 лет старше своих однокурсников и, чувствуя себя неловко, во время занятий постоянно садился за последнюю парту. Однажды директор училища Ваграм Гайфеджян поручил учащимся принести на следующий день полотно. Минас вставил в рамку кусок мешковины и пришел на урок. Увидев это, Гайфеджян улыбнулся и дал Минасу настоящий холст. Позже Минас вспоминал эту историю как анекдот и не упускал случая вспомнить своего чуткого учителя добрым словом…

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики