ФЭНДОМ

Анатолий Филиппович Миллер (16 февраля (1 марта) 1901, Новороссийск, — 3 октября 1973, Москва), российский историк-востоковед, специалист по истории Турции.

Образование Править

Окончил Московский институт востоковедения по турецкому отделению (1926), доктор исторических наук (1943; тема диссертации: «Мустафа паша Байрактар. Оттоманская империя в начале XIX века»), профессор (1943).

Дипломатическая деятельность Править

В 19201938 находился на дипломатической службе РСФСР, затем СССР. В 1920 был сотрудником полпредства РСФСР в Грузии. Затем занимался связями РСФСР со странами Прибалтики и Польшей. Работал в штате уполномоченного НКИД в Севастополе, где занимался поддержанием отношений с Турцией. В Московском институте востоковедения учился без отрыва от работы (19231926).

В 1933 входил в состав советской делегации, посетившей Турцию. В 1936 — эксперт на конференции по вопросу о режиме черноморских проливов в Монтрё. Последняя должность в НКИД — заместитель заведующего Первым Восточным отделом.

Покинув дипломатическую службу, продолжал консультировать НКИД как специалист по Турции и черноморским проливам. В 1943 и 1945 — эксперт-консультант НКИД на Тегеранской и Ялтинской конференциях глав правительств трёх союзных держав (СССР, США и Великобритании).

Научно-педагогическая деятельность Править

В 19411965 старший научный сотрудник Института истории АН СССР, с 1966 — старший научный сотрудник Института востоковедения. Преподавал в Московском институте востоковедения (19261930, 19441946), Московском государственном университете1937 — на историческом факультете, с 1956 — в Институте восточных языков, ныне Институт стран Азии и Африки), Институте философии, литературы и истории (ИФЛИ), в Высшей партийной школе, на Курсах дипломатических работников.

Сфера научных интересов: новая и новейшая история стран Ближнего и Среднего Востока (преимущественно Турции) и международные отношения на Балканах. Автор капитального исследования о деятельности турецкого государственного деятеля начала XIX века, сторонника реформирования Османской империи Мустафы паша Байрактара, в 18071808 фактически руководившего государством в ранге великого визиря и выступавшего за нормализацию отношений с Россией. Значительное место в монографии было уделено судьбам соратников Байрактара из кружка прогрессивно настроенных государственных деятелей, так называемых «рущукских друзей» (в том числе морского министра Рамиза паши, бежавшего в Россию после янычарского бунта 1808, в ходе которого был убит Байрактар).

Считал, что изучение османской истории должно быть результатом усилий не только туркологов, но и арабистов, кавказоведов, балканистов, специалистов по истории России и Ирана. В 1945 предлагал восстановить прежде существовавшие востоковедные вузы или востоковедные отделения в вузах Казани, Иркутска, Владивостока, Тбилиси и Ташкента, выступал за создание при востоковедных вузах Москвы и Ленинграда специальных средних школ (типа гимназий) с преподаванием восточных языков, за обеспечение востоковедных учебных заведений всей новейшей литературой и прессой на восточных и европейских языках.

Был членом Главной редакции и заведующим сектором по подготовке «Всемирной истории» (19571965), вице-президентом Международной ассоциации по изучению стран Юго-Восточной Европы (основана в 1963), председателем Балканской секции Национального комитета историков СССР. Иностранный член Болгарской АН (1969).

Награды Править

Был награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени.

Труды Править

  • Турция. М., 1937 (под псевдонимом А. Мельник);
  • Мустафа паша Байрактар, М. — Л. 1947 (издана также на французском языке);
  • Краткая история Турции. М. 1948;
  • Очерки новейшей истории Турции, М. — Л. 1948;
  • Чанакский кризис и вопросы о проливах. М., 1966;
  • Формирование политических взглядов Кемаля Ататюрка, «Народы Азии и Африки», 1963, № 5;
  • Становление турецкой республики (К 50-летию). «Народы Азии и Африки», 1973, № 6;
  • Турция: Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.

Ссылки Править

  • Лазарев М. С., Мейер М. С. Анатолий Филиппович Миллер / В книге: Портреты историков. Т. 4. Новая и новейшая история. М., 2004.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики