ФЭНДОМ

Метеллы

(Metelli) - одна из отраслей римского плебейского рода Цецилиев. Наиболее известные из М.:

1) Луций Цецилий Метелл - будучи консулом в 251 г. во время первой Пунической войны, одержал блестящую победу над карфагенянами в Сицилии.

2) Квинт Метелл Македонский (Mac é donicus) - внук предыдущего; будучи в 148 г. претором в Македонии, разбил в 2 битвах самозванца Андриска и взял его в плен. Когда посольство М. в Коринфе подверглось оскорблениям, он направился против ахейцев, разбил у Фермопил Критолая, у Херонеи - войско аркадцев, взял Фивы и Мегару и пытался до прибытия консула Луция Муммия закончить войну переговорами, что ему, однако, не удалось. В 143 г. был консулом, в 131 г. - первым цензором из плебеев; предложил, в видах увеличения населения, принуждение к браку. Его политическим врагом был младший Сципион, но М. тем не менее оплакивал смерть его, как несчастье для государства. У древних М. считался примерным счастливцем, так как 4 сына его еще при жизни отца достигли высших почетных должностей.

Старший из них, 3) Квинт Метелл Балеарский (Balearicus), покорил и колонизировал Балеарские острова.

4) Внук М. Балеарского, Квинт Метелл Целер, в 66 г. в Азии отразил нападение албанского царя Ореза, во время заговора Катилины разбил заговорщиков и преградил Катилине проход через Альпы. Как убежденный оптимат, он противился демократическим мерам Помпея и помешал провести аграрный закон Луция Флавия. Умер, по предположению современников, отравленный своей женой Клавдией, сестрой известного Клодия (см.).

5) Квинт Метелл Непот, брат Квинта М. Целера, был врагом Цицерона, которого он предлагал предать суду за умерщвление сообщников Катилины. Партии оптиматов, однако, удалось отстоять Цицерона, и М. ушел из Рима к Помпею. Сделавшись консулом в 58 г., он дал согласие на возвращение знаменитого оратора из изгнания и даже сделался его другом.

6) Квинт Метелл Нумидийский (Numidicus) - в 109 г. вел в качестве консула войну с Югуртой (см.), разбил его при реке Мутуле, опустошил его земли и принудил его заключить невыгодное для него перемирие. Когда Югурта в следующем году снова начал войну, M. снова разбил его и взял город Талу, но должен был уступить Марию дальнейшее ведение военных действий. За нежелание присягнуть аграрному закону трибуна Сатурнина ему угрожали изгнанием, которое он предупредил добровольным уходом из города; Марий объявил его тогда лишенным прав. В 99 г. он вернулся в Рим, но не играл более выдающейся роли.

7) Квинт Метелл Пий - был сторонником Мария и Цинны; в 87 г. отправился в Африку, где собрал большое войско и укрепился в Лигурии. Отсюда он выступил навстречу возвращавшемуся из Азии Сулле, и своим переходом на его сторону дал пример многим другим. Позже он сражался в Испании с Серторием.

8) Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион, на дочери которого в 52 г. женился Помпей, в 49 г. внес предложение, чтобы Цезарь распустил свое войско или был объявлен врагом республики. Это предложение послужило поводом к гражданской войне. Еще до ее начала М. поручено было сенатом управление Сирией. Здесь он вел войну неудачно, грабил свою провинцию, но тем не менее провозгласил себя императором. Призванный на помощь Помпеем, он в лагере перед Фарсалом рассорился с товарищами из-за предполагаемой добычи; во время сражения командовал центром войска и после неудачного исхода битвы бежал в Африку, где Катон едва удержал его от разрушения города Утики, заподозренного им в сочувствии Цезарю. Вопреки совету Катона, он слишком рано решился на битву с Цезарем и был разбит наголову при Тапсе. С небольшим флотом он пытался бежать, но был пригнан ветром к берегу и бросился в море. Его дочь Корнелия, жена Помпея, отличалась образованностью, занималась изящными искусствами и обладала познаниями в математике и философии.

9) Квинт Метелл Критский - в 69-67 гг. с большой жестокостью покорил Риму остров Крит.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики