ФЭНДОМ

Ментальный опыт – психологическое образование, представленное в формах ментальной структуры, ментального пространства и ментальной репрезентации (взаимодействие органов чувств и сознания.

Ментальный опытПравить

Когнитивно ориентированная теория личностиПравить

По сравнению с описанными теориями в статье теория функционирования интеллекта Шродер Х. и соавт. (1970) представили существенно более сложную концепцию. Они выделили четыре типа индивидуальных понятийных систем в зависимости от их структурной организации. На рис.1 представленная их модифицированная схема. В оригинале она состоит не из трех, а четырех уровней, что без особой необходимости снижает наглядность концепции. С другой стороны, ими не выделен «нулевой» уровень, т.е. «конечное знание» об объекте, который представляется сознанию настолько цельным, что его невозможно расчленить на какие-то компоненты, которые можно было бы комбинировать.

Рассмотрим детально эту теорию, привлекая к ее интерпретации простейшую модель функционирования интеллекта, функционирование которой подробно описано в статье теории психологии интеллекта

Теория Х. Шродера и соавт. описывает работу ДВП в процессе решения задач (рис.2 и рис.3). По сравнению с теориями, описанными в статье теории психологии интеллекта , принципиально новым в их подходе является описание работы интеллекта одновременно с двумя признаками (двумя активаторами) одного объекта (одной модели). Все ранее рассмотренные теории в статье теории психологии интеллекта могли быть сведены к взаимодействию одного активатора и одного рецептора познавательной модели в долговременной памяти (ДВП). Теперь же, как видно из (рис.2 и рис.3), для интерпретации теории Х. Шродера и соавт. (На рис.1) нужны познавательные модели, содержащие до трех рецепторов.

Итак, в рамках простейшей модели функцинирования интеллекта,описано в статье теории психологии интеллекта , выделение признаков объекта (На рис.1) эквивалентно поступлению в кратковременную память (КВП) от органов чувств двух активаторов (рис.2 и рис.3) в процессе взаимодействия человека с объектом. При этом уровень I отражает взаимодействие активаторов с двумя рецепторами одной модели ДВП. Результат этого взаимодействия подается в область КВП, доступную восприятию сознания, которое взаимодействие двух активаторов с одной моделью воспринимает как «комбинация». В качестве примера «комбинации» можно привести узнавание квадрата: фигура с четырьмя сторонами (познавательная модель ДВП), у которой стороны равны (активатор 1-й взаимодействует с 1-м рецептором модели ДВП) и у которой углы прямые (активатор 2-й взаимодействует со 2-м рецептором модели ДВП), является квадратом (полученная в ДВП «комбинация» представляется сознанию).

Уровень II интерпретируется как одновременно взаимодействие двух активаторов с двумя различными познавательными моделями в ДВП. Это вызывает их одновременное возбуждение и, соответственно, проведение нервного импульса между ними, через нейрон, обозначенный на рис.2 кружком. Но возбуждение связи между моделями и есть образование сети. Когда эта связь возбуждена только между двумя моделями и результат их взаимодействия осознается, то в теории Х. Шродера и соавт. это называется «сравнение». Если возбуждение в ДВП возникает между тремя моделями (уровень III на рис. 1 и рис.2), тогда это называют «интерпретация». Очевидно, что этот процесс усложнения сети можно продолжить до бесконечности, увеличивая число активаторов и взаимодействующих моделей.

Описанное представление о деятельности интеллекта на рис. 1 и, соответственно, на рис.2 и рис.3 является максимально упрощенным, так как в нем предполагается, что активаторы одновременно взаимодействуют со всем познавательными моделями, а они, в свою очередь, все взаимодействуют между собой (что обозначено на рис.2 оператором х;). Отсюда можно указать дальнейшее, более конструктивное, направление развития этой теории, когда в ней будут рассматриваться активаторы и познавательные модели с избирательным взаимодействием, а не «всех со всеми».

Разработанная Х. Шродера и соавт. теория была использована для создания тестов, которые позволили разделить испытуемых на 4 группы, в зависимости от уровня организации понятийных систем (рис. 1, рис.2 и рис.3).

I-й уровень: каждый объект интерпретируется единственным образом. Следовательно, ДВП у таких лиц наполнено познавательными моделями, содержащими, преимущественно, уникальные рецепторы, представленные только единственной познавательной моделью. В результате, признаки (активаторы) ставится в соответствие только с одной познавательной моделью (уровень I на рис.2).

У людей этого уровня «черно-белый» взгляд на мир.

II-й уровень: признаки различаются, но плохо объединяются. В этом случае, для двух, например, активаторов (признаков), в ДВП есть две модели, которые имеют для них общие рецепторы (уровень II на рис.2). В результате рецепторы возбуждают одновременно две познавательные модели, что воспринимается сознанием как неоднозначность признаков (различение). Но модели ДВП у этих лиц содержат не более двух рецепторов, схожих по строению с рецепторами на других моделях. Это ограничение и не позволяет объединить две модели с третьей, создав, тем самым для сознания обобщенное представление о признаках.

Лица со вторым уровнем не имеют устойчивых и обязательных мнений и убеждений, нерешительны в принятии решений, энергично сопротивляются нормативным ограничениям.

III-й уровень: умеренно высокие показатели дифференциации и интеграции признаков. Интеграция, как раз и отражает возникновение в ДВП моделей, содержащих, как минимум три сходных рецептора с другими моделями (уровень III на рис.3), что позволяет объединить две модели, с интегрирующей третьей.

Человек с третьим уровнем открыт новому, даже необычному для него знанию, может оценить свое поведение с разных точек зрения.

IV-й уровень: максимальные показатели дифференциации и интеграции, способность к соотнесению и связыванию самой разнородной информации. Следовательно, это лица, у которых познавательные модели ДВП содержат более трех рецепторов, содержащихся и у других моделей (рис.3). С помощью тестов, вероятно, не удалось ответить на вопрос, какое максимальное число схожих рецепторов могут содержать познавательные модели у человека. Поэтому четвертый уровень это не потолок деятельности мозга человека, а предел разработанного исследователями метода. Было бы интересно найти этот предел, но, возможно такая задачи и не формулировалась, так как только с помощью реинтепретации (рис.3) предложенной теории, можно легко уяснить суть проблемы: связь интеллектуальных способностей с числом схожих рецепторов на познавательных моделях ДВП.

Люди с четвертым уровнем и, вероятно, выше самостоятельно порождают новые правила и схемы интерпретации событий, обладают предельной интеллектуальной гибкостью и адаптивностью в сложных ситуациях.

Феноменология интеллектаПравить

Ментальная структура – «своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые при столкновении с любым внешним воздействием могут развертывать особым образом организованное ментальное пространство» (Холодная М.А., 2002).

Указанное определение ментальной структуры является практически исчерпывающим описанием ДВП.

Ментальное пространство – область, используемая для порождения и объединения информации (Г. Фоконье, 1985).

Из этого определения следует, что ментальным пространством является КВП. Фоконье Г. установил, что оно может иметь «слоистую» структуру.

Ментальная репрезентация – индивидуальный инструмент использования знаний при интеллектуальном взаимодействии с окружающим миром (Ришар, 1998).

Отсюда следует, что ментальная репрезентация это характер функционирования интеллекта. Ментальная репрезентация изучается через исследования (Додд и Вайт, 1980):

а) механизмов внимания;

б) времени изучения проблемы;

в) вербальной и визуальной репрезентации явления;

г) характер задаваемых вопросов.

Или в новых представлениях, ментальная репрезентация это:

1) взаимодействие КВП с сознанием (пункт а);

2) функционирование ДВП и ПИ (пункт б);

3) генерирование активаторов (пункт в);

4) работа сети моделей в ДВП (пункт г).

Функционирование интеллекта в качестве ментальной репрезентации очень образно описывается следующими характеристиками (Холодная М.А):

1) порожденная субъектом конструкция;

2) формируется на основе поступающей извне информации (точнее, импульсов от органов чувств, с моей точки зрения) и наличия у субъекта знания (точнее, познавательных моделей в ДВП и ПИ);

3) используются механизмы категоризации, дифференциации, трансформации, предвосхищения и т.д.

Ментальный опыт – психологическое образование, представленное в формах ментальной структуры (ДВП), ментального пространства (КВП) и ментальной репрезентации (взаимодействие органов чувств, КВП, ДВП, ПИ и сознания).

СсылкиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики