ФЭНДОМ

Менталитет (фр. Mentalite, от лат. mentalis — умственный) — образ мышления, мировосприятия, духовной и эмоциональной настроенности, присущие разумному субъекту или группе; определяет умонастроение, эмотивную и жизненную позицию; в научную лексику термин был введен в 30-е гг. ХХ в. основателями французской исторической школы "Анналов" М. Блоком и Л. Февром, позаимствовавшими его, судя по всему, у известного этнолога Л. Леви-Брюля (1910, 1922); понятие утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом.

В эпоху интенсивных социально-экономических изменений (войны, революции, катастрофы, радикальные реформы и т.п.) может наблюдаться кардинальная перестройка менталитета людей, капитальные сдвиги в их подходе к фактам жизни общества, другим людям, к себе самим, усиление либо рационального, либо иррационального в сознании и самосознании.

В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. К русскому менталитету обычно относят: духовность, коллективизм (соборность), широту души.

Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании разумного субъекта и его место в этой картине; норма представления разумным субъектом мира вокруг себя и себя в нём; менталитет включает, к примеру, интуитивизм, рационализм, прагматизм, романтизм, цинизм, цветовую гамму, семейные образы и т.п.

Менталитет культуры — общие структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи развития культуры.

См.такжеПравить