Викия

Наука

Мем

22 031статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Мем (англ. meme; в иной транскрипции — «мим») — единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.

Общие сведения Править

Термин «мем» происходит от греческого слова μίμημα, «подобие».[1] Понятие мема и его концепция были разработаны Ричардом Доукинсом в книге «Эгоистичный ген», и позже в его последующей книге «Расширенный фенотип». Доукинс определил мем как «единицу передачи культуры».

Другими словами, мем — единица культуры, исповедуемой её носителем. По существу, мемы — это чистая информация, но их функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия.

(Следует отметить, что подобная идея рассматривается и в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус».)

Подобно генам, мемы — это репликаторы, то есть объекты, которые копируют самих себя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а воспроизводство зависит от наличия того носителя, который пытается распространить сущность мема. Информационное содержание конкретного мема влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован, производя свой оптимон. Мемы могут видоизменяться (комбинироваться или разделяться), чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей), и в результате подвергаются естественному отбору.

Мемы и гены подобны тем, что оба они репликаторы и оба подвержены естественному отбору. Однако их типы наследования очень различны — гены не могут комбинироваться или разделяться подобно мемам. В результате развитие мемов идёт намного быстрее, чем генетическое развитие. Это подтверждается тем, что биология человека изменяется гораздо медленнее, нежели культура.

Комплексный мем Править

В отличие от генов, мемы могут распространятся горизонтально (между представителями одного поколения), а не только вертикально (от поколения к поколению). Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами и для усиления в борьбе идей. Комплексный мем в литературе также называют мемплексом (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».

Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемеплекса, включающего идею церкви. В процессе разделения вероисповедания (католицизм, православие, протестантизм) верующие добавили и удалили различные мемы, что привело к формированию независимых комплексных мемов (религии, секты) в пределах основного мемплекса христианства.

Меметика Править

Концепция и теория мемов образовали новую науку — меметику, которая выясняет распространение мемов через людей и причины происхождения мемов. Меметика также изучает проблему степени восприимчивости людей к мемам и способности к их распространению.

Интернет-мемы Править

С популяризацией Интернета мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов (en:Internet meme). Интернет-мемы (из-за нераспространенности термина «мем» именно их часто называют просто мемами) представляют собой некую информацию (отдельную фразу, текст, медиафайл), добровольно передаваемую пользователями друг другу. Обычно это делается в целях развлечения (см. также «баян»), но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (см. Кащенизм) или злонамеренного характера (см. en:Internet fraud).

В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью мессенджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, попадая в СМИ (в этом случае становится очевидной единая природа интернет-мема и медиавируса).

Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов на Западе вызвал интернет-мем «Сумасшедший лягушонок» (en:Crazy Frog), а в России — «Превед» и «Як цуп цоп».

Примечания Править

  1. См. в книге «Эгоистичный ген» главу 11 «Мемы — новые репликаторы".

Литература Править

1. Шаблон:Описание книги
2. Шаблон:Описание книги

См. также Править

Викия-сеть

Случайная вики