ФЭНДОМ

Файл:Matsys Ugly Duchess.jpg

Маргарита Маульташ (нем. Margarethe Maultasch; 13183 октября 1369) — графиня Тироля в 13351365 гг., последняя правительница независимого Тирольского графства. Согласно популярной традиции, считается самой уродливой женщиной в истории.

Молодые годы Править

Маргарита была единственной дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), и Адельгейды Брауншвейг-Грюбенхаген. В 1329/1330 одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.

Вступление на престол Править

После смерти своего отца в 1335 г. Маргарита осталась последним представителем Горицко-Тирольской династии. В соответствии с договором, заключённым в 1282 гг. между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 г. Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль — к Баварии. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

Скандальный брак Править

В 1341 г. при поддержке дворянства Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха и вышла замуж за Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга и старшего сына императора Свяшенной Римской империи Людвига Баварского. Развод с первым мужем, однако, к этому моменту ещё не был утверждён церковью, что вызвало негодование папы римского. Маргарита и её муж были отлучены от церкви.

Скандальный брак тирольской графини стал широко известен в Европе. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». С другой стороны, папа Климент VI, находящийся в жёстком противостоянии с императором Людвигом Баварским, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе. В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому, должно было создать впечатление о графине как уродливой шлюхе. Спустя почти два столетия фламандский художник Квентин Массейс написал сатирический портрет Маргариты, обыгрывая ставшей притчей во языцех её уродливость. Однако насколько отвратительной в действительности была внешность графини судить по этим фактам невозможно: на другом портрете XVI века она изображена достаточно нейтрально.

Отношения с Габсбургами Править

Файл:Margarethe Tirol.jpg

В 1347 г. муж Маргариты стал герцогом Баварии. Это резко увеличило баварское влияние в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. Людвиг V, однако, не желал конфликта с Габсбургами и восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Габсбургов он в 1359 г. добился отмены отлучения Маргариты от церкви. В 1361 г. Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын Мейнхард III.

В 1360-ых гг. давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, обойдённый императором Карлом IV в его Золотой булле 1356 г., вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в Подунавье и их наследственными землями в Швабии. В 1363 г. неожиданно скончался Мейнхард III и графиня Маргарита, уступив австрийскому давлению, передала свои владения Рудольфу IV Габсбургу. Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 г. разбили баварцев. В 1369 г. Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль потерял независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

Конец жизни Править

Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 г. в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Согласно действующим в Германии правилам наследования, её права должны были перейти Фредерику III, королю Сицилии и сыну двоюродной сестры Маргариты. Однако сицилийский король не имел ни возможности, ни желания конфликтовать с Габсбургами, и Тироль навсегда остался во владении Австрии.

Образ Маргариты в искусстве Править

Файл:Alice par John Tenniel 21.png

Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. В 1816 г. Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги». Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина Массейса, часто рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую, вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». В 1923 г. Лион Фейхтвангер посвятил Маргарите свой первый роман — «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ».

Литература Править

  • Baum, Wilhelm. Margarete Maultasch. Erbin zwischen den Mächten, Graz-Wien-Köln: Verlag Styria, 1994. ISBN 3-222122-45-8
  • Baum, Wilhelm. Margarete Maultasch. // Schnith, Karl Rudolf (Hrsg.): Frauen des Mittelalters in Lebensbildern. Graz-Wien-Köln: Verlag Styria, 1997, s. 299-330.
  • Baum, Wilhelm. Margarete Maultasch. Ein Frauenschicksal im späten Mittelalter. Klagenfurt-Wien: Kitab-Verlag, 2004, ISBN 3-902005-43-2
  • Fontana, Josef; Haider, Peter W.; Leitner, Walter; Mühlberger, Georg; Palme, Rudolf; Parteli, Othmar und Josef Riedmann. Geschichte des Landes Tirol. Bozen/Innsbruck/Wien, 1988–1990.
  • Митрофанов, П. История Австрии с древнейших времён до 1792 г. — М., 2003
  • Пристер, Е. Краткая история Австрии. — М., 1952

СсылкиПравить

Предшественник:
Генрих
графиня Тироля
13351365
Преемник:
Рудольф IV

de:Margarethe (Tirol) en:Margarete Maultasch eo:Margarete Maultasch it:Margherita di Tirolo-Gorizia nl:Margaretha Maultasch

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики