ФЭНДОМ

Андре́й Ви́кторович Мальги́н (род. 20 апреля 1958 года, Севастополь) — советский и российский журналист, литературовед, литературный критик, издатель, предприниматель.

С января 2009 года живет в городке Монтекатини-Терме (Тоскана, Италия).

Биография Править

Родился в 1958 году в Севастополе в семье офицера ВМФ. В возрасте одного месяца был перевезён родителями в Московскую область, куда отца перевели по службе. Ещё учась в средней школе, начал публиковаться в «Комсомольской правде», в разделе «Алый парус», которым тогда руководил Юрий Щекочихин и которого Мальгин считает своим первым учителем в журналистике[1].

В 1975 году поступил на международное отделение факультета журналистики МГУ и в 1977 году по студенческому обмену был отправлен на учёбу в Варшавский университет, на факультет журналистики и политических наук. Из Польши присылал статьи о современной музыке в журналы «Ровесник» и «Студенческий меридиан», совместно с Татьяной Бодровой готовил музыкальные программы для радиостанции «Юность» Всесоюзного радио. По его утверждению, был первым советским журналистом, взявшим интервью у Эрика Клэптона, приехавшего в Польшу с гастролями[2].

В 1980 году был выслан из Польши по решению КГБ СССР[3], после чего с большим трудом восстановился на журфаке МГУ и в течение восьми лет был невыездным. В 1982 году закончил журфак МГУ и поступил на работу в отдел литературоведения «Литературной газеты». Опубликовал множество статей и рецензий на книги современных авторов. Много писал о молодых поэтах (А. Парщиков, И. Жданов, А. Еременко, М. Кудимова, О. Хлебников, В. Коркия), организовывал их литературные вечера. Вечер молодой поэзии с участием музыкантов Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина, организованный Мальгиным, был запрещен, когда публика уже прибыла к Центральному дому работников искусств, в результате чего в соседних со зданием КГБ на Лубянке переулках произошло нечто вроде стихийных волнений[4]. После этого случая был уволен из «Литературной газеты». В 1986—1990 годах заведовал отделом литературы и искусства газеты «Неделя», где активно публиковал ранее запрещённых авторов. В частности, там впервые после его эмиграции был опубликован Сергей Довлатов[5]. Мальгин как публикатор эмигрантской литературы не раз упоминается в переписке Довлатова[6], писатель подарил ему две книги с такими надписями: «Люблю я Мальгина Андрея, что очень странно, не еврея» и «Люблю Андрея Мальгина на фоне разного г…» После смерти Довлатова Мальгин опубликовал некролог в газете «Московские новости»[7].

C началом перестройки выпустил несколько литературоведческих книг. Автор брошюр «Поэзия труда» (1986) и «Публицистика в поэзии (Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко)» (1988), а также сборника интервью с советскими поэтами «Беседы о поэме» (1990, включены интервью с Евтушенко, Рождественским, Львом Озеровым, Егором Исаевым, Игорем Шкляревским, Андреем Вознесенским), опубликованных издательством «Знание» в массовой научно-популярной серии «Новое в жизни, науке, технике». В 1990 году выпустил отдельным изданием более развёрнутый очерк поэзии Роберта Рождественского[8].

В марте 1990 года был избран депутатом Моссовета на первых демократических выборах. В 1990 году основал общественно-политический журнал «Столица» и стал его главным редактором (до мая 1996 года). В дальнейшем занимался рекламным и издательским бизнесом. Являлся соучредителем (треть доли)[9][10] и до 2008 года издателем газеты бесплатных объявлений «Центр Плюс», купленной впоследствии конкурентом-холдингом «Медиа3»[11].

Писатель Править

В 2005 году Мальгин впервые выступил как прозаик, опубликовав в издательстве Kolonna publications острый политический роман-памфлет «Советник президента». Роман стал бестселлером, некоторые обозреватели рынка сравнивали его популярность даже с книгой Дэна Брауна «Код да Винчи»[12][13]. Роман пользовался успехом и издавался дважды. Книга переведена на французский[14] и венгерский языки[15]. Продолжением книги стала пьеса «Присядкин на том свете», опубликованная в сборнике «Путин.doc»[16]. Дмитрий Быков, прочитав роман, отозвался о нём так:

«Шишкин лес» отдыхает… Вы найдете тут всех — иных под прозрачными псевдонимами, иных в предельно обобщённом виде, но мало не покажется никому. Чиновники Московской мэрии, гении воровства и совершенно азиатского лизательства; молодые гэбешные волки из президентской администрации; журналисты и шоумены, скурвившиеся прожектора перестройки и маразмирующие шестидесятники, мальчики и девочки из растленной золотой молодежи… никого не пожалел человек, который в начале девяностых искренне верил в возможность какого-то нового пути! Всю силу своего разочарования вложил он в эту трёхсотстраничную книгу

— Быков Д.Л. Собеседник №2 (1052), 12-18.01.2005, с.10.

Автор сценария телесериала Дело следователя Никитина (2012).[17]

Оценки Править

Дмитрий Быков считает, что Мальгин — один из лучших российских журналистов и редакторов[18], а Юлия Латынина пишет, что он «ведёт один из самых лучших российских блогов в ЖЖ»[19]. Валерия Новодворская утверждала, что «Андрей Мальгин достоин самых высоких почестей и самого большого уважения, потому что мало найдется редакторов, которые вот так поступят, согласятся скорее на гибель своего издания, чем на предательство, скорее уйдут в никуда, чем будут служить делу враждебному»[20].

Семья Править

Андрей Мальгин женат, дочь Анастасия погибла в результате самоубийства 14 февраля 2008 года[21][22]. В начале 2009 года Мальгин усыновил с женой 11-месячного ребёнка и по состоянию на 2011 год проживает большую часть времени с семьёй в собственном доме в Тоскане, Италия; в России бывает наездами[23].

Примечания Править

  1. Записки мизантропа — Уж сколько их упало в эту бездну
  2. Текст интервью, опубликовано в «Студенческий меридиан», № 10 за 1980 год
  3. Как меня выслали из Польши, Как меня выслали из Польши (часть 2), Как меня выслали из Польши (часть3)
  4. Записки мизантропа — 1985 год
  5. Радио Эхо Москвы — Николай Троицкий, Сергей Довлатов-70, 03.09.2011.
  6. http://www.modernlib.ru/books/dovlatov_sergey/pisma_k_naumu_sagalovskomu/read_2/, http://www.pseudology.org/Dovlatov/Pisma/Pisma_Sagalovskomu.htm
  7. Записки мизантропа — Случаи с некрологами
  8. М.: Художественная литература, 1990. — 208 с.
  9. В четверг в Москве произошла попытка силового захвата редакции рекламной газеты «Центр Плюс», заявляет гендиректор издания Андрей Мальгин. finmarket.ru (21 апреля 2006). Проверено 21 октября 2011.
  10. "Центр+" троих не вынес. adme.ru (21 апреля 2006). Проверено 21 октября 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  11. Татьяна Романова, Ведомости. Бесплатная монополия. pressmon.com (21 октября 2008). Проверено 21 октября 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  12. [ Радио Свобода: Темы дня ]
  13. Жанр романа — донос, Газета.ru, 94.02.2005.
  14. Calmann Lévy — livre Le Conseiller du Président — auteur Andreï Malguine
  15. Könyv: Az elnök tanácsadója (Andrej Malgin)
  16. Путин.doc. Девять революционных пьес + CD. ISBN 5-98144-068-6
  17. «Дело следователя Никитина» открыто 28.10.2012)
  18. Быков Д.Л. Беда России - вечная гражданская война. Собеседник.ру. Проверено 27 мая 2012. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.
  19. Латынина Ю. Л. Не читал, но арестую. Ежедневный Журнал (30 ИЮЛЯ 2012). Проверено 1 августа 2012. Архивировано из первоисточника 19 июля 2013.
  20. Валерия Новодворская. Вторая «Столица»
  21. Андрей Мальгин нашел свою дочь мёртвой (недоступная ссылка — историякопия)
  22. Настя
  23. Сергей Корзун, Эхо Москвы. Интервью в программе "Без дураков". echo.msk.ru (28 июля 2011). Проверено 21 октября 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.

Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «webplanet», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «KM_online_14-10», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики