ФЭНДОМ

Малахит
отполированный малахит
Общие сведения
КатегорияМинерал
Химическая формулаCu2CO3(OH)2
Характеристика
Кристаллическая система Моноклинная.
Crystal habit Габитус кристаллов призматический, пластинчатый, игольчатый. Двойники по(100). Massive, botryoidal, spherulitic, pseudostalactitic. Кристаллы имеют тенденцию к расщепленю с образованием сферокристаллов, тонковолокнистых сферолитов, сфероидолитовых дендритов.
Цвет Зеленый
Cleavage Совершенная
Fracture Conchoidal to splintery
Твёрдость по Моосу 3,5—4
Блеск Матовый, в больших количествах - стеклянный, в кристаллической форме - шелковистый
Streakзеленыйразных оттенков, от бирюзового до очень тёмного, в зависимости от плотности
Плотность 3,6—4

Малахи́т минерал, основной карбонат меди, состав которого может быть выражен химической формулой CuСО3·Сu(ОН)2.

Свойства Править

Сингония моноклинная. Двойники по (100). Твёрдость 3,5—4,0; плотность 3,7—4,1 г/см³. Цвет зелёный разных оттенков; блеск различный, смотря по сложению: стеклянный у кристаллов или шелковистый у тонковолокнистых агрегатов и кусков.

При нагревании в колбе выделяет воду и становится черным. Характерна растворимость в кислотах с выделением углекислого газа, а также в аммиаке, который окрашивается при этом в красивый голубой цвет.

Формы нахождения Править

Хорошо образованные кристаллы весьма редки и всегда мелки, имеют столбчатый, пластинчатый, игольчатый вид, имеют тенденцию к расщеплению с образованием пучков, пушистых шариков, сферокристаллов, сферолитов, сфероидолитов и сфероидолитовых дендритов. Наиболее характерны и общеизвестны сферолитовые тонковолокнистые концентрически-зональные почковидные формы агрегатов(см. фото). Они растут из сильнопересыщенных неравновесных растворов. Иногда встречается в виде псевдосталактитов[1].

Происхождение Править

Характерный минерал близповерхностных зон окисления меднорудных и поллиметаллических гидротермальных месторождений, образуется при гипергенных процессах. Он постоянно сопровождает различные медные руды, являясь продуктом их выветривания, в силу чего нередко образует псевдоморфозы по халькопириту, минералам из группы блеклых руд, куприту и др. Типичны псевдоморфозы малахита по азуриту.

Вследствие лёгкости своего образования малахит покрывает старинные бронзовые вещи, находимые при археологических раскопках.

Месторождения Править

В виде больших масс встречается в немногих местностях; в России первое место принадлежит Меднорудянскому руднику (близ Нижнего Тагила); затем Гумишевскому (теперь оставленному), из которого добыта огромная глыба малахита весом почти в полторы тонны, находящаяся в Горном институте. Малахит известен и для других месторождений Урала, а также на Алтае и в Казахстане (Джезказган).

Сопутствующие минералы: азурит, гётит, лимонит, халькопирит, куприт, борнит, медь самородная, тетраэдрит, халькозин, элит(псевдомалахит), брошантит.

Файл:MoreMalachite.jpg

В Западной Европе он находится в Шесси (близ Лиона), в Корнуолле, Рецбании, на Гарце и др.

Применение Править

Плотные разности хорошего цвета и с красивым рисунком ценятся довольно дорого и употребляются для изготовления ваз, инкрустаций (облицовки столов, шкатулок) и других предметов, а также кабошонов для вставок в мелкие ювелирные изделия. Самым удивительными по размерам изделиями, облицованными тонкими пластинками малахита, могут считаться колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Дивной красоты большая малахитовая ваза старинной работы украшает центр зала Минералогического музея им. Ферсмана. Из мелкой крошки приготовляют натуральный пигмент.

См. также Править

Литература Править

Ссылки Править

  1. Псевдосталактиты. — Заметка на неофициальном сервере Геологического ф-та МГУ.

ca:Malaquita

de:Malachit en:Malachite es:Malaquita et:Malahhiit fi:Malakiitti fr:Malachite he:מלכיט hu:Malachit it:Malachite ja:孔雀石 ko:공작석 lt:Malachitas nl:Malachiet pl:Malachit pt:Malaquita sk:Malachit sv:Malakit tr:Malahit ug:يېشىل تاش zh:碱式碳酸铜

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики