ФЭНДОМ

Александр Люкин
Александр Люкин
Дата рождения:

29.3.1919

Место рождения:

село Шковерка, Княгининский уезд, Нижегородская губерния

Дата смерти:

10.2.1968

Место смерти:

Горький

Гражданство:

СССРFlag of the Soviet Union СССР

Род деятельности:

поэт

Годы творчества:

1949—1968

Язык произведений:

русский

Дебют:

«Мои знакомые» (1958)

Награды:
  • Медаль За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Алекса́ндр Ива́нович Лю́кин (29 марта 1919, село Шковерка (ныне — Шишковердь) Княгининского уезда Нижегородской губернии — 10 февраля 1968, Горький, РСФСР, СССР) — русский советский поэт. Главная тема творчества — труд и жизнь рабочего человека, воспоминания о крестьянском детстве и Великой Отечественной войне.

Биография Править

Родился 29 марта 1919 года в селе Шковерка (ныне — Шишковердь) Княгининского уезда Нижегородской губернии в многодетной крестьянской семье, был самым старшим из семерых детей. В 1934 году окончил семилетнюю школу в селе Троицкое, после чего уехал на заработки в Горький.

С 1936 года работал на авиазаводе № 21 чернорабочим, а вечерами обучался на курсах счетоводов. Окончив их, несколько месяцев (1936—1937) работает учеником счетовода автобазы Автогужтреста, после чего возвращается на завод. В 1937—1942 годах — слесарь-сборщик в цехе № 40 авиационного завода.

С 5 декабря 1942 года — на фронте. До октября 1943 года — стрелок воздушно-десантного полка, в 1943—1944 годах — минер 38-го отдельного инженерного батальона. Был награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В феврале 1944 года был ранен, после госпиталя направлен в Арзамасское минометное училище. После училища был направлен в 179-ю отдельную стрелковую роту, в которой прослужил с декабря 1945 года по май 1946 года. После демобилизации работал начальником военизированной охраны Дома связи в Горьком.

В 1947—1949 годах заведовал мастерской точных механизмов сормовского Промкомбината.

В 1949 году — контролер ОТК на машиностроительном заводе.

С 1961 года — член Союза писателей СССР.

В 1963 году окончил Высшие литературные курсы при институте им. А. М. Горького в Москве.

На протяжении нескольких лет вел литературный кружок в Сормове, руководил одной из секций поэтического семинара.

С 1964 года — член КПСС.

10 февраля 1968 года трагически погиб при невыясненных обстоятельствах. Похоронен на кладбище Копосово-Высоково в Сормовском районе Нижнего Новгорода.

Был женат, имел сына.

Творчество Править

По собственным словам, начал писать стихи ещё в пятом классе[1].

В 1949 году его стихи впервые были напечатаны в заводской многотиражной газете «За ударные темпы». Впоследствии был членом литературной группы «Волга» при газете «Красный сормович».

В 1958 году вышел первый сборник стихов «Мои знакомые».

Всего при жизни Люкина вышло 4[1] сборника его стихов: «Мои знакомые» (1958), «Жизнь» (1963), «Беспокойство» (1965), «Судьбы» (1966). В 1969 году, уже после смерти Люкина, была выпущена книга «Раздумье». Кроме того, в Горьком были изданы ещё три сборника его стихов: «Избранное» (1972, 1979), «Если это забуду…» (1990) и в Москве — два сборника: «За хлеб, за соль» (1970) и «Мои знакомые» (1977).

Память Править

Имя А. И. Люкина носят две улицы — в Московском районе Нижнего Новгорода и в Княгинине. Его именем названы три библиотеки в Сормовском и Московском районах Нижнего Новгорода и Княгининском районе Нижегородской области. В селе Шишковердь на доме, где поэт провел детство, установлена мемориальная доска[2]. В Нижнем Новгороде у дома, где жил А. И. Люкин, был создан сквер с фонтаном, установлена мемориальная доска[3].

Ежегодно в Княгинине проводится областной поэтический конкурс имени Александра Люкина «Правда жизни»[4][5].

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Люкин Александр Иванович. Государственный музей А. М. Горького. Проверено 18 июня 2012. Архивировано из первоисточника 26 сентября 2012.
  2. Александр Лысов Он с Россиею слился… // «Нижегородская правда». — Нижний Новгород: 2009. — № 35.
  3. Юрий Ермолаев Воскрешение в стихах // «Нижегородская правда». — Нижний Новгород: 2009. — № 42.
  4. В Княгининском районе проходят Люкинские чтения. ННТВ (30 марта 2011). Проверено 29 марта 2014.
  5. Макарова, Альбина (28 марта 2014). "В Нижегородской области вручили медали поэта Люкина". Российская газета. http://www.rg.ru/2014/03/28/reg-pfo/lyukin.html. Retrieved 2014-03-29. 

Литература Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики