ФЭНДОМ

Луций Арторий Каст (лат. Lucius Artorius Castus, II в. н. э.) — древнеримский военачальник, по некоторым предположениям, послуживший историческим прототипом образа короля Артура.

Биография Править

Точные даты жизни неизвестны, значился в списках в правление Марка Аврелия и Коммода. Командовал вспомогательными кавалерийскими подразделениями Легиона VI Победоносного (Legio VI Victrix).

То, что мы знаем об Артории, происходит из надписей на фрагментах саркофага и мемориальной таблички, оба найдены в Подстране на побережье Далмации (современная Хорватия). Несмотря на то, что источники точно не датированы, предположительное время изготовления саркофага (до 200 г. н. э.) совмещенное с упоминающейся в надписи должностью Артория, который был «дуксом» (В Древнем Риме «dux» — генерал, командующий двумя или более легионами. Хотя титул «dux» может относится к консулу или императору, обычно им обозначается римский губернатор провинции. Губернатор являлся одновременно старшим гражданским чиновником и командующим размещенными в его провинции войсками) позволяют предположить, что он был неназванным командиром экспедиции 185 г. в Арморику (древнее название части Галии, включающей в себя Бретонский полуостров и территорию между реками Сена и Луара, простирающейся в глубину материка до неустановленного предела и вниз до Атлантического побережья) упоминавшейся Геродианом. (Геродиан Сирийский (170—240) — младший римский чиновник, который написал красочную, хотя и не всегда достоверную, Римскую историю в восьми книгах, охватывающую период с 180 по 240 гг. н. э.).

Будучи членом gens (рода) Artoria, Луциий Арторий Каст, скорее всего, был уроженцем Кампаньи — региона в Южной Италии. Согласно надписи, Арторий был центурионом в III Галльском Легионе, потом был переведен в IV Ферратский, затем в V Македонский, где он был повышен до primus pilus (старший центурион в легионе, командир первой — самой лучшей — когорты). Затем, он был назначен офицером в classic Misenesis (флот Неаполитанского залива), потом был переведен офицером в Легион VI Победоносный (Legio VI Victrix).

Легион VI Победоносный (Legio VI Victrix) базировался в Британии, на Адриановом Валу с 122 года н. э., на протяжении двух десятилетий поддерживая мир в регионе. Луциий Арторий Каст, судя по всему, участвовал в обороне Адрианова Вала. Предполагается, что он был из Bremetenacum’а (деревня Ribchester в современной центральной Англии), где стоял вместе с корпусом сарматов. Но не существует достоверных подтверждений этому. В 185 году британские легионы восстали и выдвинули собственного командующего Приска, взамен непопулярного императора Коммода. Однако, Приск отказался возглавить мятеж. Восстание было подавлено Пертинаксом, который вскоре сам стал императором, после того, как Коммод был убит. Служивший в Легионе VI Победоносном (Legio VI Victrix) римский кавалерийский генерал Луциий Арторий Каст, судя по всему, в мятеже не участвовал, поскольку вскоре после подавления восстания Пертинакс выдвинул его в dux’ы и отправил в Арморику с несколькими когортами кавалерии, где он преуспел в подавлении восстания.

Уволившись с военной службы, Луциий Арторий Каст был назначен губернатором Либурнии, части Далмации. Более о нем нет достоверных сведений, хотя отец Диона Кассия был губернатором Далмации, в то же время, когда Арторий управлял в Либурнии, и некоторые факты «Истории» Диона могли быть позаимствованы напрямую из биографии Артория.

Отождествление с королём Артуром Править

Предположение о том, что Луциий Арторий Каст — это король Артур, было впервые высказано Кемпом Малоуном в 1924 г. Хотя Арторий не был современником Саксонского вторжения в V веке, возможно, память о нем сохранилась в местных сказках и легендах, а его роль росла по мере пересказа.

Арторий был назван Королем Артуром в фильме 2004 г. «Король Артур» (еще один современник Луциия Артория Каста — Коммод фигурировал в фильме «Гладиатор» в качестве отрицательного героя), в котором он был перенесен на 300 лет вперед, во времена саксов, и в игре 2005 г. «Rome: Total War: Вторжение Варваров».en:Lucius Artorius Castus it:Lucio Artorio Casto nl:Lucius Artorius Castus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики