ФЭНДОМ

Лотфи Заде
Lotfi Zadeh
Ошибка скрипта
(2004)
Имя при рождении:

Лютфали Рагимоглу Аскерзаде / Lütfəli Rəhimoğlu Əsgərzadə

Род деятельности:

Ошибка скрипта

Дата рождения:

4 февраля 1921(1921-02-04) (96 лет)

Место рождения:

Ошибка скрипта

Страна:

Ошибка скрипта

Дата смерти:

Ошибка скрипта

Место смерти:

Ошибка скрипта

Отец:

Рагим Аскерзаде

Мать:

Фейга Моисеевна Коренман

Супруга:

Фаня Занд

Дети:

Стелла Заде, Норман Заде

Награды и премии:

Медаль Эрингена (1976)

Автограф:

Ошибка скрипта

Сайт:

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта
Wikisource-logo [[Ошибка скрипта|Произведения]] в Викитеке

Лотфи Заде (англ. Lotfi Askar ZadehЛотфи А. Заде, азерб. Lütfi ZadəЛютфи Заде, также азерб. Lütfəli ƏsgərzadəЛютфали Аскерзаде[1]; род. 4 февраля 1921, Новханы, Азербайджанская ССР) — американский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики, профессор Калифорнийского университета (Беркли).

Биография Править

Родился в Баку как Лютфи Алескерзаде (или Аскер Заде). Отец — Рагим Алескерзаде (1895—1980),[2][3][4] журналист по профессии, — был азербайджанцем и иранским подданным; мать — Фейга (Фаня) Моисеевна Коренман (1897—1974),[5][6][7][8] врач-педиатр по профессии, — еврейского происхождения из Одессы[9][10][11]. Рагим Алескерзаде, чья семья происходила из города Ардебиль, был направлен в Баку в годы Первой мировой войны в качестве иностранного корреспондента еженедельника «Иран». Здесь он женился на студентке медицинского института Фане Моисеевне Коренман, чья семья покинула Одессу во время еврейских погромов,[12] и в годы НЭПа занялся оптовой торговлей спичками. Семья жила в Баку на пересечении улиц Азиатской и Максима Горького.

Учился в русской бакинской школе № 16, в детстве много читал — как классические произведения русской литературы, так и мировую классику в русских переводах. С 1932 года жил в Иране, на протяжении 8 лет учился в Американском колледже Тегерана (впоследствии известном как Alborz[en]миссионерской пресвитерианской школе с персидским языком обучения), затем на электроинженерном факультете в Тегеранском университете (окончил в 1942 году). Уже в школе познакомился со своей будущей женой Фаней Занд (в замужестве Фэй Заде, род. 1920) из семьи двинских евреев, бежавших из Германии в Тегеран после прихода к власти нацистов[13]. Много лет спустя Фэй Заде стала автором наиболее полной биографии своего мужа — «Моя жизнь и путешествия с отцом нечёткой логики»[14].

После окончания университета работал вместе с отцом поставщиком стройматериалов для дислоцированных в Иране американских войск, переехал в Соединенные Штаты в июле 1944 года и в сентябре поступил в Массачусетский технологический институт (получил диплом магистра в области электрической инженерии в 1946 году). Родители Лотфи Заде в это время жили в Нью-Йорке (мать работала врачом),[15] где он поступил в аспирантуру Колумбийского университета, а после защиты диссертации в 1949 году остался там же ассистентом на инженерном отделении. С 1959 года работает в Калифорнийском университете (Беркли).

Вклад в науку Править

Опубликовал основополагающую работу по теории нечётких множеств в 1965 году, в которой изложил математический аппарат теории нечётких множеств. В 1973 году предложил теорию нечёткой логики, позднее — теорию мягких вычислений (англ. soft computing), а также — теорию вербальных вычислений и представлений (англ. computing with words and perceptions).

Награды Править

Семья Править

Примечания Править

  1. Diasporla İş üzrə Dövlət Komitəsi
  2. U.S. Social Security Death Index: Rahim Zadeh, Fanny Zadeh
  3. Rahim A. Zadeh, August 20, 1895 — August 9, 1980
  4. California Deaths, 1940—1997: Rahim A. Zadeh (1895—1980), девичья фамилия матери Рагима Алескера Заде (бабушки математика) указана как Бабаян.
  5. A Phenomenon in Modern Science or Who Are You Lotfi Zadeh?: Lotfi Zadeh with his parents, mother Feyga, father Rahim, 1970 (фото).
  6. Biography & Genealogy Master Index (BGMI): В данной базе данных девичья фамилия матери Лотфи Заде указана как Коренман (Fanny Alesker Korenman Zadeh).
  7. Fanny Zadeh, Aug 21, 1897 — Jan 1, 1974, New York City
  8. Fanny Zadeh (1897—1974)
  9. Анар Унугви «Жанет Селимова»
  10. World of Computer Science
  11. Fay Zadeh. My life and travels with the father of fuzzy logic. TSI Press: Альбукерке, 1998.
  12. Жанет Селимова «Родина предков»
  13. Лотфи Заде и Россия
  14. Fay Zadeh. My Life and Travels with the Father of Fuzzy Logic, 1998
  15. Fanny Alesker-Zadeh: Medical license #073548 registered in the state of New York
  16. Norm Zada. Winning Poker Systems, 1974, Норман Заде на Amazon.com
  17. Жанет Селимова «Родина предков» (Лезги културадин журнал «Алам», январь 2014)
  18. Пульс времени
  19. Джаннет Селимова с Лотфи Заде (фото)
  20. Lotfi Zadeh «My life and work — a retrospective view»

См. также Править

Лотфи Заде

Литература Править

  • Lotfi Zadeh: From computing with numbers to computing with words — from manipulation of measurements to manipulation of perceptions in International Journal of Applied Math and Computer Science, pp. 307–324, vol. 12, no. 3, 2002.
  • Fay Zadeh. My life and travels with the father of fuzzy logic. TSI Press: Альбукерке, 1998 (на русском языке: Жизнь и путешествия с отцом нечеткой логики от Фей Заде. Баку: Чашыоглы, 2001).

Ссылки Править

Новая статья Править

Комментарии к: Править

Внутренний поиск файла изображения по памяти Править

Внутренний поиск Править

Внешний поиск по URL Править

Можно также создавать ссылки, которые используют возможности данного расширения, но без самого поля на странице.

Например, http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit откроет новую страницу «Тестовая страница» и загрузит в неё содержимое страницы Справка:Inputbox.

Можно открывать страницы с настраиваемым сообщением вверху страницы. Например: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&editintro=Шаблон:Политика&action=edit загрузит пустую страницу с шаблоном Шаблон:Политика сверху окна редактирования.

Можно сочетать эти два параметра и открыть новую страницу с сообщением Шаблон:Политика вверху и содержимым Справка:Inputbox в загруженном окне: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit&editintro=Шаблон:Политика

Ошибка скрипта

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики