ФЭНДОМ

Литерату́рный журна́лжурнал, публикующий произведения художественной литературы, а также литературно-критические статьи.

Бывают как общелитературные журналы, так и журналы, представляющие какое-то одно литературное направление.

В СССР, а затем и в России, литературно-художественные журналы полноценного объёма в 192—256 полос получили условное название — толстые журналы (без кавычек). Под ним они упоминаются, например, ещё у Булгакова[1].

Литературные журналы в России Править

В Российской империи первые литературные журналы возникли в конце XVIII века. В XIX веке они стали важной средой интеллектуальной жизни[2], однако значительных тиражей не имели, в силу низкой образованности основной массы населения страны, и сильно страдали от цензуры.

После 1917 года в Советской России и СССР были уничтожены существовавшие издания и созданы новые литературно-художественные журналы, причём не одномоментно: если ряд московских литературных журналов вышел в свет ещё до Великой Отечественной войны, то новые столичные и региональные издания продолжали возникать на протяжении ряда десятилетий. Они также страдали от цензуры, однако стали важными центрами притяжения общественной мысли и «кузницей мастерства» начинающих литераторов.

После отмены цензурных ограничений в период перестройки толстые журналы стали публиковать массу острейших материалов на все темы художественной и общественной жизни, выйдя далеко за рамки узколитературных изданий. Это обусловило их невероятную популярность: к 1990 году ежемесячный тираж одного лишь «Нового мира» достиг 2 710 000 экземпляров. После распада СССР аудитория литературных журналов сократилась практически до уровня начала XX века (так, к 2007 году тираж того же «Нового мира» составил всего 8 700 экземпляров), и они вновь стали лишь вестниками литературной жизни.

С появлением Интернета большинство литературных журналов России представлены также и интернет-версиями, часть которых составила особый сайт «Журнальный зал». Кроме того, возник и ряд литературных периодических изданий, выходящих только в электронной форме.

Современные толстые журналы России Править

Примечания Править

  1. «Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращённо именуемой „Массолит“, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом „Бездомный“». Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».
  2. Журнальный зал | НЛО, 2009 N95 | СЕРГЕЙ КРИХ - М.И. Ростовцев: быть в образе и быть образом

Литература Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики