ФЭНДОМ

Файл:LSB.png
Файл:Pt-lsb1.png
Файл:Lisboa - Marquês de Pombal.jpg

Лиссабо́н (порт. Lisboa) — столица Португалии, являющаяся также главным портом страны.

Природные условия Править

Город занимает выгодное положение на юго-западном побережье Пиренейского полуострова, в широком устье реки Тежу, в 15 км от Атлантического океана. Районы города простираются вдоль лиссабонского побережья, тянущегося от речного устья до пляжей Алентежу. Современные высотные здания мегаполиса ближе к окраинам сменяются живописными рыбацкими хижинами, объединенными в небольшие поселки. Зимой средняя температура +9 градусов, летом +24. Окрестности Лиссабона богаты растительностью, среди которой: приморская сосна, эвкалипт, вечнозеленые кустарники (маквисы).

Население, язык, вероисповедание Править

Лиссабон — крупнейший город Португалии. В нём проживает более 564 477 (2001) жителей, а в агломерации Большой Лиссабон — около 2,6 млн., что составляет почти четверть населения государства. Столица Португалии — мононациональный город, 97% его населения составляют португальцы и лишь 3% — иностранные граждане. Бо́льшая часть жителей города говорит на португальском языке, который имеет определённое сходство с испанским, но всё же отличается от него произношением и грамматикой. Практически всё население столицы исповедует католицизм, но в настоящее время горожане всё реже посещают храмы, а некоторые из них открыто заявляют о своих атеистических взглядах. Кроме того, в Лиссабоне имеется иудейская община, в которой насчитывается немногим более 1 тыс. прихожан.

История развития города Править

Лиссабон — город с богатейшей историей, насчитывающей более 20 веков. В древних источниках он впервые упоминается во II веке до н. э., как крупное поселение иберийского племени лузитан. Выгодное в экономическом плане расположение, способствовало быстрому росту города. В конце II века до н. э., город был захвачен Римской империей, и существовавшие ранее традиции и языки исчезли. В 714 от римлян город перешел арабским халифам и находился под их властью более трёх столетий, после чего французские рыцари в ходе войны против мусульман (Реконкиста) отвоевали город. В 1147 город был отвоёван у арабов, а столицей Португалии стал лишь в 1256 г. В 1384 город подвергся четырёхмесячной осаде кастильскими войсками. Лиссабон просуществовал относительно мирно до 1 ноября 1755, когда в результате сильнейшего землетрясения был разрушен до основания. Восстановили его лишь к концу XVIII века. Восстановленный город стал объектом внимания Наполеона Бонапарта, и в 1807 его войска взяли город, отбит город был в 1811. В последующие годы Лиссабон неоднократно становился ареной столкновения различных политических интересов, спокойствие наступило лишь после Второй мировой войны.

Лиссабон начинается с реки Тежу Править

Финикийцы, основавшие здесь 1200 лет до рождения Христова коммерческую остановку на пересечении морских путей, окрестили место «Alis Ubbo» (благословенная бухта) из-за удобного портового укрытия, которое было образовано правым рукавом реки Тежу. Начиная с тех времён Лиссабон рос и развивался, побывав под управлением Римской империи, мавров, испанцев, пережив нашествие наполеоновских войск, а также землетрясения, пожары, нашествия чумы и инквизицию. Однако город сохранил, как выражаются португальцы, свою «душу». Он наполнен светом, среди его основных цветов вы увидите голубой, розовый, пастель, охру и зелёный, а улицы и площади вымощены белым песчаником и чёрным базальтом. Старинный центр города восхищает дворцами, фасады которых отделаны керамической плиткой «азулежу». Лабиринт узеньких улочек старинных кварталов, прекрасные широкие проспекты, оживлённая жизнь набережных и экзотические сады, разбросанные по всему городу, — всего лишь немногие очаровательные стороны Лиссабона, которые можно открыть для себя либо пешком, либо на старинных трамвайчиках, составляющих часть сценария.

Файл:Alfama Lisboa 1.JPG
Файл:Castelo de São Jorge Lisboa.jpg

«Мраморный Лиссабон! Кто никогда не видел тебя, не видел чего-то прекрасного!» — слова португальского поэта Антонио Нобре переносят нас в город XVIII века, с центром на площади Россиу. К востоку от величественной площади Праса ду Комерсиу располагаются средневековые кварталы Алфама и Моурария, над которыми на правом холме (всего их насчитывают до пятнадцати), возвышается Замок Св. Георгия (Castelo de São Jorge) с чудесным видом на столицу.

К западу от Праса ду Комерсиу (Praça do Comércio) на левом холме находятся средневековые кварталы Байру Алту и Мадрагоа с их характерными старинными улочками, за которыми начинается исторический район Белем со знаменитыми Белемской башней (Torre de Belém) и Монастырём Иеронимитов (Mosteiro dos Jerónimos) — шедеврами архитектурного стиля мануэлино, объявленными ЮНЕСКО достоянием общемировой культуры. В столице много музеев: античного искусства, «Шиаду» (современное искусство), изразцов, археологии, этнологии, карет, национального костюма, театральный, военно-морской и городской. Главные торговые кварталы: Байша, Авенида де Рома, Праса де Лондреш, Авенида Герра Жункейру и район Аморейраш а также торговый комплекс «Коломбо». Ночная жизнь сосредоточена главным образом в Байрру Алту, на проспекте 24 de Julho и в Алкантаре (Докаш).

Культурное значение Править

Лиссабон нередко называют жемчужиной португальских городов. В городе гармонично сочетается архитектурное наследие различных стилей: здесь можно увидеть прекрасный замок, построенный в IXXIV вв., романский собор XII века (перестроен в XVIII веке), готический монастырь кармелитов (1389-1423, ныне в нём располагается археологический музей), чудесные дворцы и церкви, выполненные в стиле мануэлино и барокко (базилика Ла Эштрела, церкви Святого Висенте ди Фора, Консейсау Велья, Святого Роке, Музей церковного искусства). Популярной забавой горожан является бой быков, смысл которого сводится к усмирению животного специальным бойцом — фуркадушем, выступающем на лошади.

См. такжеПравить

Лиссабонское землетрясение 1755 года

Внешние ссылки Править

  • Лиссабон Путеводитель по городу (на русском)

Шаблон:Португалия

<span id="interwiki-es-fa" />af:Lissabon am:ሊዝቦን ar:لشبونة arc:ܠܫܒܘܢܐ ast:Lisboa be:Лісабон bg:Лисабон br:Lisbon bs:Lisabon ca:Lisboa co:Lisbona cs:Lisabon cy:Lisbon da:Lissabon de:Lissabon el:Λισαβώνα en:Lisbon eo:Lisbono es:Lisboa et:Lissabon eu:Lisboa fa:لیسبون fi:Lissabon fr:Lisbonne frp:Lisbona ga:Liospóin gd:Lisbon gl:Lisboa gv:Lisboa he:ליסבון hi:लिस्बन hr:Lisabon hu:Lisszabon hy:Լիսբոնա id:Lisboa io:Lisboa is:Lissabon it:Lisbona ja:リスボン ka:ლისაბონი ko:리스본 la:Lisbonum lb:Lissabon lt:Lisabona lv:Lisabona mr:लिस्बन ms:Lisbon nds:Lissabon nl:Lissabon nn:Lisboa no:Lisboa nov:Lisboa oc:Lisbona pl:Lizbona pms:Lisbon-a pt:Lisboa qu:Lisboa ro:Lisabona sa:लिस्बन sc:Lisbona scn:Lisbona sh:Lisabon simple:Lisbon sk:Lisabon sl:Lizbona sr:Лисабон sv:Lissabon tet:Lizboa tg:Лиссабон th:ลิสบอน tr:Lizbon ty:Lisboa ug:Lisabon vi:Lisboa zh:里斯本