ФЭНДОМ

Wiki letter w
Для улучшения этой статьи желательно?:

Леонид Львович Брейтфус (9.11.(01.12) 1864, Санкт-Петербург - 20 июня 1950, Бад-Пирмонт) - русско-немецкий зоолог и гидрограф, исследователь Арктики.

БиографияПравить

Родился в 1872 году в Санкт-Петербурге, в 1892 - 1897 годах занимался в Берлинском университете физико-математическими и естественноисторическими науками, в 1898 году поступил старшим ассистентом в Мурманскую научно-промысловую экспедицию, начальником которой состоял в 1902 - 1908 годах. Одновременно, в 1902-1910 гг. являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасения на водах и ведал работой этих станций. В этот период проводил исследования в Баренцевом море на построенном в Германии судне "Андрей Первозванный" - первом в мире научно-промысловом корабле, оснащенном специальным тралом для ловли донных рыб и организмов и научной лабораторией. В процессе проведения исследований создал первую батиметрическую и гидрологическую карту Баренцева моря, написал пособие для производства анализов морской воды, изучал историю исследований Северного морского пути и проблему его использования. После ликвидации в 1908 г. экспедиции вплоть до 1917 г. занимался по заданию Министерства земледелия обработкой и публикацией результатов работ экспедиции. С 1912 г. возглавлял гидрометрическую службу Главного гидрографического управления, организовал 4 полярные гидрометеорологические станции в Карском море. По его инициативе впервые в Арктике были использованы самолеты для поисков пропавших экспедиций Г.Я.Седова, Г.Л.Брусилова и В.А.Русанова. В 1914 году получил русское подданство.

В 1920 году Брейтфус был командирован в Норвегию для снаряжения экспедиции по спасению ледокола "Соловей Будимирович", найденного во льдах. После загрузки углем и продовольствием ледокол отправился в Архангельск. Усилиями Брейтфуса из Англии был также получен ледокол "Святогор", совершивший летом 1920 года экспедицию в Карское море.

Находясь в Норвегии по служебным делам, Брейтфус принял решение не возвращаться в СССР и в начале 1921 году перебрался в Берлин, где возобновил работу в Берлинском зоологическом музее, где стал заниматься написанием обзорных историко-географических исследований полярных областей, а также изданием журнала Международного научного общества по изучению Арктики воздушными средствами - "Аэроарктика". В 1923 г. консультировал организаторов операции по спасению экипажа У.Нобиле на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию в районе Шпицбергена. В 1931 году руководил обработкой материалов, собранных международной экспедицией в советскую Арктику на дирижабле "Граф Цеппелин". С приходом Гитлера к власти "Аэроарктика" прекратила работу. Брейтфус занялся написанием "Обзора полярных путешествий", содержавшим сведения о 3000 полярных путешествиях, составлением систематического указателя 35000 библиографических источников. Однако объемная рукопись, содержавшая 66000 страниц текста и многочисленные карты, сгорела в издательстве. Многолетний труд Брейтфуса "Промыслы Антарктики", над которым он работал в 1938-1943 годах, погиб во время штурма Берлина в 1945 г.

С 1945 года до конца жизни Брейтфус работал в Гидрографическом институте в Гамбурге. За свою жизнь Брейтфус написал 82 работы, в которых отражено состояние исследований Северной и Южной полярных областей, и несколько работ по известковым губкам, а также мемуары.

Именем Брейтфуса назван один из мысов вновь открытой Северной Земли (в советское время - мыс Мокрый), а также арктический мыс, расположенный на юго-востоке острова Гувера в архипелаге Земля Франца Иосифа.

Научные трудыПравить

  • «Kalkschwammfauna von Spitzbergen» («Zool. Jahrb.», 1898);
  • «Kalkschwammfauna des Weissen Meeres u. d. Eismeerkusten d. Europaischen Russlands» («Записки Императорской Академии Наук», 1898);
  • «Die arctische Kalkschwammfauna» («Arch. f. Naturg.», 1898; за эту работу признан доктором философии Берлинским университетом);
  • «Труды Мурманской экспедиции» за 1902, 1903, 1904 и 1905 года (СПб., 1903 — 12);
  • «Ozeanographische Studien uber das Barents-Meer» («Peterm. Geogr. Mitt.», 1904, H. 2);
  • «Карта рельефа дна Баренцова моря» (СПб., 1906);
  • «Морской Сибирский путь на Дальний Восток» (СПб., 1906).de:Leonid Breitfuss

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики