ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Латифундии (Latifundia) — в древнем Риме так назывались обширные поместья, обрабатываемые трудом рабов.

Мелкие землевладельцы, разоряемые войнами, запутывались в долги и давали возможность богатым помещикам расширять свои владения. В V в. до н. э. были попытки улучшить положение мелкопоместного крестьянства, но дело не шло вперед, вследствие сильного противодействия богатых. В 367 г. по lex Licinia Sextia было запрещено занимать более 500 югеров (125 десятин) казенной земли и употреблять для полевых работ более положенного числа рабов. Этот закон не остановил, однако, скопления земель в одних руках.

Конкуренция привозных товаров и рабского труда обесценили труд мелкопоместных фермеров и мелких промышленников. Во II в. Л. были явлением повсеместным в Италии и провинциях. Столкновение с карфагенянами способствовало богатым плантаторам в развитии сельского хозяйства. Насколько усвоена была римскими землевладельцами пуническая система хозяйства, господствовавшая в Сицилии, об этом свидетельствует уже тот факт, что по предложению римского правительства был переведен (в конце III в.) на лат. яз. трактат Магона о земледелии, обучавший земледелию на карфагенский лад. Непрерывный ряд аграрных законов, направленных к отнятию у богачей их хозяйственной монополии, не приводил к цели.

Среди борцов против этой гибельной для римского государства системы мы встречаем Сципиона Эмилиана, Гракхов, Ливия Друза и мн. других; но без Л. не могла существовать аристократическая республика. По словам Плиния старшего («Hist. Nat.» XVIII, гл 7), они погубили Италию, да и не ее одну: «L. perdidere Italiam, jam vero et prov i ncias». Система крупного хозяйства продержалась до конца западной римской империи, хотя ее господство постепенно умерялось распространением колоната.

en:latifundia

de:Agrarstrukturen in Lateinamerika fr:Latifundia pl:Latyfundium

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики