ФЭНДОМ

COH-logo-NEW-FINAL-1-
KZ-1-
Sl1-1-

Культура здоровья (англ. Culture of Health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека. Термин предложил в 1968 году В. А. Скумин. С тех пор нововведённое понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.

Определение понятия Править

Img5-1-

Презентация «Культура здоровья»

В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:

Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания.[1]

Img6-1-

Презентация «Культура здоровья»

Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья О. В. Верхорубова и Н. А. Лобанова:[2]

В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым[3] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.

Суть учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета:[4]

Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества... Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.

|}

Основы учения о культуре здоровья Править

Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002), О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:

  1. Культура здорового образа жизни Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
  2. Культура использования опыта, накопленного человечеством Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
  3. Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
  4. Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
  5. Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
  6. Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
  7. Культура реализации генетического потенциала организма Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
  8. Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
  9. Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества.[5]
Us39-1

Виктор Скумин во время выполнения НПФК

Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья Править

Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать этих комплексов разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков.[6][7]

Gerb

Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина

Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве Править

Гимн "К Здоровью через Культуру"02:54

Гимн "К Здоровью через Культуру"

См. также Править

Основная литература Править

  1. Виктор Скумин. Искусство психотренинга и здоровье. — Харьков, 1993. — 32 с. — ISBN 5-86389-002-9.
  2. Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — ISBN 5-88167-002-7.
  3. Скумин В. А. Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — 132 с. — ISBN 5-88167-003-5.
  4. Скумин В. А. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1.
  5. Скумин В. А., Бобина Л. А. Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 40 с. — ISBN 978-5-88167-036-8.
  6. Скумин В. А., Бобина Л. А. Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5.
  7. Скумин В. А., Бобина Л. А. Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2.
  8. Скумин В. А., Бобина Л. А. Действенная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 44 с. — ISBN 978-5-88167-039-9.
  9. Скумин В. А., Бобина Л. А. Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5.
  10. Скумин В. А., Бобина Л. А. Гимны культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-041-2.
  11. Скумин В. А., Бобина Л. А. Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9.
  12. Скумiн В. А. Культура здоров'я — наука майбутнього // Березiль. — 1995. — № 7-8. — C. 148-162.
Us23-2

Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)

Примечания Править

  1. Мойсеюк В.П. Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.). Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017. Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  2. Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
  3. В. А. Скумин. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 isbn=5-88167-019-1 с.
  4. Грибок Н. М. СУТНІСНА ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРИ ЗДОРОВ’Я СТУДЕНТІВ СПЕЦІАЛЬНОЇ МЕДИЧНОЇ ГРУПИ (Луганський національний університет імені Тараса Шевченка)
  5. О. В. Верхорубова СПЕЦКУРС «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
  6. Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья
  7. Скумин В.А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)

Ссылки Править