ФЭНДОМ

KZ-1-.jpg
Img5-1-.jpg

[1]

Культура здоровья (англ. Culture of Health)— важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека. Термин предложил в 1968 году В. А. Скумин. С тех пор нововведённое понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.

Определение понятия Править

В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:[1]

Img6-1-.jpg

[2]

Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания.

Как утверждают в своей научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья О. В. Верхорубова и Н. А. Лобанова:[2]

В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым[3] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.

Суть учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета:[4]

Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоцальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества... Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.

Основы учения о культуре здоровья Править

Us39-1.gif

Виктор Скумин во время выполнения НПФК

Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья Править

Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) – система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать этих комплексов разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX – начале XXI веков.

Gerb.gif

Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина

Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве Править

Гимн "К Здоровью через Культуру"02:54

Гимн "К Здоровью через Культуру"

Основная литература Править

  1. Скумин В. А. Искусство психотренинга и здоровье. — Харьков, 1993. — 32 с. — ISBN 5-86389-002-9.
  2. Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — ISBN 5-88167-002-7.
  3. Скумин В. А. Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — 132 с. — ISBN 5-88167-003-5.
  4. Скумин В. А. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1.
  5. Скумин В. А., Бобина Л. А. Культура и здоровье – определение и синтез понятий. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 40 с. — ISBN 978-5-88167-036-8.
  6. Скумин В. А., Бобина Л. А. Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5.
  7. Скумин В. А., Бобина Л. А. Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2.
  8. Скумин В. А., Бобина Л. А. Действенная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 44 с. — ISBN 978-5-88167-039-9.
  9. Скумин В. А., Бобина Л. А. Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5.
  10. Скумин В. А., Бобина Л. А. Гимны культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-041-2.
  11. Скумин В. А., Бобина Л. А. Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9.
Us23-2.gif

Хасан Гулиев, Виктор Скумин, Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)

См. также Править

Примечания Править

  1. Мойсеюк В.П. Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.). Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  2. Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
  3. В. А. Скумин. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 isbn=5-88167-019-1 с.
  4. Грибок Н. М. СУТНІСНА ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРИ ЗДОРОВ’Я СТУДЕНТІВ СПЕЦІАЛЬНОЇ МЕДИЧНОЇ ГРУПИ (Луганський національний університет імені Тараса Шевченка)

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики