ФЭНДОМ

Ксенология (от др.-греч. ξενός — чужой и λόγος — учение) — возникновение гомологичных ДНК-последовательностей в геномах различных видов при «горизонтальном» (ненаследственном) переносе генетического материала между организмами [1].

Горизонтальный перенос генов происходит при физическом контакте клеток, обменивающихся генетическим материалом, т.е. в паразитарных, симбиотических, или ассоциативных системах, т.е. ксенологичные гены (ксенологи) обнаруживаются у филогенетически отдалённых, но территориально близких групп клеток или организмов.

В качестве носителей ксенологичной ДНК могут выступать ретровирусы, захватывающие фрагменты оттранслированной в РНК ДНК клетки-хозяина одного вида и встраивающих при следующем инфицировании эти последовательности в геном клеток-хозяев другого вида, плазмиды при межвидовой конъюгации, трансдукции или трансформации прокариот[2].

При переносе ксенолог может как замещать ксенологичный ген (при переносе генов-ортологов[3]), так и добавляться в геном клетки-реципиента (в случае ретротранспозонов[4]).

Литература Править

  1. Gogarten J. P. Which is the most conserved group of proteins? Homology-orthology, paralogy, xenology, and the fusion of independent lineages. Journal of Molecular Evolution, 994, 39:541-3.
  2. Шестаков С. В. Роль горизонтального переноса генов в эволюции: Доклад на семинаре «Происхождение живых систем». 15-20 августа 2003 г. - (На Macroevolution.ru)
  3. Koonin E. V. et al. Horizontal Gene Transfer in Prokaryotes: Quantification and Classification // Annual Review of Microbiology. — 2001. — 55:709 – 42.
  4. Гвоздев В. А. Подвижная ДНК эукариот: Часть 2. Роль в регуляции активности генов и эволюции генома // Соросовский Образовательный Журнал. — 1998. — No 8. — С.15–21.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики