ФЭНДОМ

Критическая (Эддингтоновская) светимость - максимальная светимость звезды или другого небесного тела, определяющаяся условием равновесия гравитационных сил и давления излучения объекта.

Критическая светимость в классическом (Эддингтоновском) приближенииПравить

Критическая светимость определяется условием равновесия силы тяготения F_g и давления излучения F_r.

При удалении r от изотропного источника излучения и в случае водородной плазмы - наиболее типичного случая, т.к. водород составляет большую часть массы вселенной - сила тяжести F_g, действующая со стороны излучающего тела массы M на протон:

F_g = \frac {GM_p}{r^2}, где M_p - масса протона;

Поток излучения I на этом расстоянии:

I = \frac {L}{4 \pi r^2}, где L - светимость источника

Тогда сила F_r, действующая на электрон вследствие Томсоновского рассеяния излучения на электронах

F_r = \frac {I}{c \sigma_T}, где \sigma_T - Томсоновское сечение рассеяния фотона на электроне:
\sigma_T = (\frac {8\pi}{3})(\frac {e^2}{m_e c^2})^2

Таким образом, исходя из условия равновесия F_g = F_r и с учётом того, что электростатическое взаимодействие значительно сильнее гравитационного, т.е. протон-электронные пары можно считать связанными, критическая светимость

L_{edd} = \frac{4 \pi G M m_p c}{\sigma_T} или, если выразить массу объекта в массах Солнца M_{sol}, L_{edd} = 10^{38} \frac{M}{M_{sol}} эрг/сек,

т.е. критическая светимость зависит только от массы объекта и механизмов взаимодействия излучения с веществом.

Отклонения от критической светимости и сверхкритическая аккрецияПравить

Фактически условие равновесия силы тяготения F_g и давления излучения F_r является условием возможности аккреции вещества на излучающий объект.

Однако в случае существенной неизотропности аккреции, например, в случае аккреционных дисков таких компактных объектов, как чёрные дыры и нейтронные звёзды, возможны ситуация, когда источником энергии является гравитационная энергия аккрецирующего вещества и темпы аккреции настолько высоки, что светимость превышает критическую. Для таких объектов характерно интенсивное истечение вещества из аккреционного диска, вызванного давлением излучения, наиболее известным из таких объектов является SS433.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики