ФЭНДОМ

Криолитология – наука географическая и геологическая, она изучает процесс и результат взаимодействия воды с минеральным субстратом и газами в промерзающих, мерзлых и протаивающих толщах пород, где вода испытывает фазовые превращения. Криолитология рассматривает воду в газообразной, жидкой и твердой фазе – в виде льда. Лед – основной компонент мерзлой  породы – весьма малоустойчивый минерал в верхних горизонтах земной коры. Его существование  целиком зависит от теплообмена в системах: атмосфера - литосфера, атмосфера - гидросфера, гидросфера - литосфера, которые контролируются физико-географическими факторами (рельефом, растительностью, снежным покровом, гидрологическими параметрами морской акватории и др.).

В криолитологии изучаются криогенные  процессы и явления в мерзлых толщах, которые обусловлены многолетним, сезонным и суточным промерзанием- протаиванием. Криолитология рассматривает промерзание как особый породообразующий процесс, наложенный на уже накопленную толщу отложений или на свежевыпавший осадок, либо сопровождающий осадконакопление. Криолитология исследует многообразие грунтовых толщ, испытавших воздействие промерзания и протаивания, образует особые их криогенетические типы.Криолитология учитывает геоморфологическое действие промерзания и протаивания как геологический процесс, создающий специфические криогенные формы мезо- и микрорельефа.

В криолитосфере  Земли законсервированы огромные массы воды. В истории развития криолитосферы водаизымалась из кругооборота - часть вод атмосферы, гидросферы и литосферы консервировалась в виде подземных льдов при понижениях уровня Мирового океана, обширных регрессиях моря и увеличении площади суши, похолоданиях климата. При этом расширялась площадь криолитозоны и увеличивалась мощность криолитосферы.

Объектом криолитологии являются не всякие природные льды криосферы, а лишь те из них, которые образовали льдистый мерзлый грунт в земной коре или те, которые возникли на земной или водной поверхности, но затем были погребены осадками. Так, лед непогребенных ледников и снежный покров являются предметом гляциологии, а лед глетчерный или иной поверхностный, оказавшийся позже погребенным в грунтовой толще, уже в качестве горной породы рассматривается как объект криолитологии. Объектом криолитологического изучения являются основные компоненты криолитосферы – толщи мерзлых и охлажденных грунтов, внутригрунтовые льды и льдоподобные газогидратные залежи.

Лед формируется также и при накоплении газовых гидратов в мерзлых породах. Газогидраты образуются в процессе криогенного преобразования толщ и являются отдельным компонентом криолитосферы, возникающей не только при глобальном экзогенном охлаждении верхних слоев земной коры, но и при локальных проявлениях эндогенных процессов формирования газовых залежей.

Криолитология изучает тот объем литосферы, в котором ее компоненты имеют криогенное происхождение и состоят из криолитогенных тел, соподчиненных друг другу: криогенная толща с горизонтами мерзлых (с текстурообразующими льдами) и охлажденных пород,залежеобразующие льды, льдистые газогидраты, криопэги. Из них составленытри криогенетических класса мерзлых толщ (синкриогенный, эпикриогенный, криогенетически неоднородный).

Криолитология изучает не только толщи  горных пород, но и процессы их накопления и промерзания, и явления, происходящие в криолитосфере и на ее поверхности. В этой части литосферы с отрицательными температурами заключены, кроме рыхлых и скальных мерзлых пород с криогенными текстурами, еще и  скальные породы без породообразующих льдов, и засоленные рыхлые породы без льда или со льдом в виде отдельных кристаллов, их агрегатов и массивов. Наиболее сложный объект изучения – залежеобразующие льды и мерзлые льдистые толщи горных пород, состоящие из минерального и органического вещества, текстурообразующего льда и незамерзшей воды (связанной и свободной минерализованной), их генезис, состав, пространственно-временная динамика осадконакопления и промерзания.

Баду Ю.Б.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики