ФЭНДОМ

Гавриил Костельник (укр. отець Гавриїл Костельник) (15 июня 1886 — 20 сентября 1948) — священник Греко-Католической и впоследствии Русской православной церкви, протопресвитер, известный богослов и проповедник, идеолог воссоединения униатов с православными.

Родился в греко-католической семье переселенцев из Закарпатья, в селе Руский Керестур, Воеводина (Сербия). После окончания гимназии в Загребе он поступил в местную духовную семинарию, откуда в 1907 г. отправился продолжать обучение во Львовской духовной семинарии. Завершил образование во Фрейбурском католическом университете (Швейцария), где получил степень доктора философии за диссертацию «Об основных принципах познания». В 1913 г. он навсегда возвратился во Львов и принял сан священника. Одновременно о. Г. Костельник занимался преподаванием Закона Божьего в гимназиях и философских дисциплин в семинарии, а с 1920 г. исполнял обязанности главного редактора журнала «Нива», официального органа греко-католического духовенства львовской епархии. О. Г. Костельником стал автором ряда работ, посвященных проблемам взаимоотношений латинского и византийского богослужебного обрядов. В них он выступал как ревностный апологет восточного обряда. Большой резонанс приобрела его статья «Так себе думаю» («Нива», № 9 за 1927 год) с решительным осуждением обычая совершать Литургию на заранее изготовленных и высушенных Агнцах, позаимствованного у католиков. Открытая приверженность традициям греческого богослужения привела к освобождению в 1929 г. с должности редактора журнала. В дальнейшем глава Греко-католической Церкви митрополит Андрей Шептицкий назначил его проповедником в собор св. Юра. В 1930-е гг. о. Г. Костельник занимается изучением феномена унии как симбиоза православия и католицизма. По этому поводу он пишет ряд работ, где однозначно встает на православные позиции. В написанной в 1936 г. статье «Как римские теологи воюют» он отмечает: «Римская Церковь ныне совсем не та, какой была в первом тысячелетии. Посредине между теми двумя ее фазами стоят: проклятия Греческой Церкви, борьба пап за инвеституру, борьба пап против „вселенских“ соборов XV ст., папская реакция на протестантскую революцию, падение папского государства и папские догмы Ватканского собора. Поэтому и современная уния совсем не то, что бывшее единство между Восточной и Западной Церквами. Унии второго тысячелетия — это искусственное новообразование, которое, со стороны Восточной Церкви, должно был бы оправдать узурпированные три римских примата (примат Рима, папы и латинской Церкви)»[1]

Протоиерей Г. Костельник и Львовский собор 1946 г. Править

Роль о. Г. Костельника в процессе ликвидации унии на Западной Украине и возвращении греко-католиков в лоно православной церкви оценивается крайне неоднозначно. Это вызвано прежде всего сложностью послевоенной обстановки в Галиции, к 1945 г. окончательно вошедшей в состав СССР. Проблема унии приобрела ярко выраженный политический характер, поскольку наличие в Советском Союзе нескольких миллионов верующих, объединенных в особую церковь, связанную с Ватиканом, представлялось советскому лидеру Иосифу Сталину весьма нежелательным. Под сильным давлением НКВД начинается движение за воссоединение с православной церковью, во главе которого встал о. Г. Костельник, он же был председателем «инициативной группы», координировавшей процесс и занимавшейся миссионерской работой. Следует отметить, что движение не было полностью инспирировано сверху. Среди значительной части населения Западной Украины традиционно существовала тяга к православию. Об этом свидетельствует массовый переход греко-католиков в Русскую Церковь в 1914—1915 гг.; с 1890 г. и до начала Второй мировой войны в США около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпат перешли в православие; на Лемковщине и в Галиции с 1923 по 1929 гг. число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а к 1933 г. цифра эта увеличилась до 60 000 человек. Однако вмешательство карательных органов и гонения против твердых сторонников унии дискредитировали саму идею присоединения к РПЦ, которая в глазах верующих стала часто отждествляться с советским репрессивным аппаратом.

В 1946 году он и еще ряд служителей церкви были арестованы НКВД, якобы за связи с фашистами во время оккупации. На свободу вышли только Костельник и еще один священнослужитель. Двое сыновей Костельника были вовлечены в движение бандеровцев и оба погибли в боях с частями НКВД.

В своих воспоминаниях высокопоставленный сотрудник МГБ Пётр Судоплатов писал о дальнейшем периоде жизни Гавриила Костельника: "После смерти митрополита Александра Шептицкого в 1945 году среди униатских священнослужителей разгорелся ожесточенный конфликт. Дело в том, что внутри униатской церкви давно существовало сильное движение за объединение с православной церковью. Те священники в окружении Александра Шептицкого, которые противостояли такому союзу, оказались серьезно скомпрометированными своим сотрудничеством с немцами. Архиепископ Гавриил Костельник, якобы высказывавшийся на протяжении почти трех десятилетий за объединение с православной церковью, стал во главе этого движения. В 1946 году, вскоре после особождения из под ареста Костельник собрал конгрегацию униатских священнослужителей, проголосовавших за воссоединение с православной церковью." [1]

В таких условиях в марте 1946 г. на Львовском соборе греко-католического духовенства и мирян было принято постановление об «отмене решений униатского Брестского собора 1596 г., разрыве с Ватиканом и возвращении к родной православной вере»[2]. На соборе о. Г. Костельник выступил с докладом «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Решения собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, остальные были осуждены, а их приходы — закрыты.

В последние годы жизни о. Г. Костельник занимался изданием православного журнала «Епархиальный православный вестник». В нем он помещал свои богословские проповеди, объяснял смысл великих православных праздников и печатал свои давние труды, которые привели его к православному самосознанию. Он был возведён в сан протопресвитера - высшее отличие для белого (женатого) православного духовенства.

В июле 1948 г. он принял активное участие в 500-летии автокефалии Русской Православной Церкви в Москве. 20 сентября 1948 г. после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова по пути домой отец Гавриил был убит двумя выстрелами из пистолета. Убийца был окружен толпой верующих и застрелился; его опознали — согласно официальной советской версии им оказался член террористической группы, руководимой Романом Шухевичем [2]. Однако представители ОУН-УПА отрицали свою причасность к убийству, не верила в это и семья Г. Костельника.

Ссылки Править

  1. http://militera.lib.ru/memo/russian/sudoplatov_pa/08.html
  2. Из мемуаров Петра Судоплатова. http://militera.lib.ru/memo/russian/sudoplatov_pa/08.html
uk:Гавриїл Костельник

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики