ФЭНДОМ

CC BY-NC-ND
A dl s banner 1

                      Dianomika

Контекст (от лат. contextus — соединение, связь), философская (логическая) категория - относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение и смысл отдельных входящих в него слов, выражений и т.п.

В Дианомике КОНТЕКСТ суть категория - результат диалектического отрицания категории СМЫСЛ, образующий с ней диаду .

Для справки: Терминология Дианомической ЛОГИКИ.

Logic Design
В сети своего внешнего развития КОНТЕКСТ суть результат синергизма МЫСЛИ и ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Позиция автора статьи: Править

Илья Пригожин: “Мне всегда нравился рассказ Гейзенберга о его посещении замка Кронберг в Дании:

"Разве не странно, что этот замок кажется нам совсем другим, когда мы думаем о нем как о месте, где жил Гамлет? Как ученые мы знаем, что замок выстроен из камней, и восхищаемся зодчим, выстроившим его из камней. Стены, выкрашенные ярью-медянкой крыши, балки - все это вместе и есть замок. Ничто из названного не меняется только от того, что здесь жил Гамлет, и все же меняется. Внезапно стены и крепостной вал начинают говорить на совершенно ином языке. А ведь о Гамлете мы только и знаем, что его имя упоминается в хронике XIII века. Но кто не помнит вопросов, которые Шекспир заставил задать Гамлета, и те глубины человеческого духа, которые эти вопросы открывают; Гамлет непременно должен был обитать где-то в мире, и он обитал здесь, в Кронберге...".

В размышлениях Нильса Бора отчетливо звучит лейтмотив его жизни как ученого: нереальность проблемы реальности и загадки человеческого существования. Что такое замок Кронберг, если его рассматривать независимо от вопросов, которые мы задаем ему? Камни могут поведать нам о молекулах, из которых они состоят, о геологических слоях, из которых их извлекли, может быть, о каких-то вымерших видах, останки которых дошли до нас в виде окаменелостей, о культурных традициях, повлиявших на зодчего, или о вопросах, приведших Гамлета к смерти. Ничто из сказанного не произвольно, но ничто не позволяет нам обойти ссылку на того, чье незримое присутствие придает СМЫСЛ всему сказанному.”

Мнения Править

Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.

Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
                        - минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
                        - «Имел мужество пользоваться собственным умом» (Иммануил Кант).

Из "Новейшего философского словаря", Минск, 1999 г., М. А. Можейко. Править

КОНТЕКСТ (лат. contextus - соединение, тесная связь) - квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц.

КОНТЕКСТ структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста.

Вне КОНТЕКСТА языковая единица теряет дополнительные значения, диктуемые общим смыслом текста, утрачивая ситуативную семантическую конкретность и эмоциональную нагруженность, и - "значит лишь то, что значит" (программная характеристика произведения искусства теоретиком раннего экспрессионизма Э. Кирхнером).

В языкознании понятие "КОНТЕКСТ" приближается по своему содержанию к понятию системного значения семантически законченного текстового отрывка, обладающего свойством целостности;

в математической логике общее понятие "КОНТЕКСТ" дифференцируется на
экстенсиональный КОНТЕКСТ (в рамках которого эквивалентность и взаимозаменяемость выражений устанавливается по признаку объема) и
интенсиональной (где логическая взаимозаменяемость определяется по критерию содержания).

Центральный статус понятие КОНТЕКСТ обретает в постструктурализме и постмодернизме. Трактовка текста как принципиально децентрированного (Деррида) и интерпретация его структуры, подвижно организованной в качестве ризомы (Делез и Гваттари), создают возможность его вариативных деконструкций, порождающих фундаментальную плюральность гипотетически бесконечного числа К.

Конституирование бытия текста в качестве нарратива превращает эту возможность в действительность в процедуре "означивания" (Кристева).

Сопряженность семантики текста не с его объективными характеристиками, и не с объективным по отношению к читателю субъективным миром Автора, но с самим читателем (феномен "смерти Автора" - см. Смерть субъекта), предельно расширяет само понятие К., включая в него аксиологические системы отсчета читателя, его культурный опыт (воспринятые культурные коды) и фиксируемые в симулякрах предельно индивидуализированные субъективно-личностные смыслы.

См. также Править

Литература Править

Ссылки Править

© Dianomik 08:31, июля 26, 2013 (UTC)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики