ФЭНДОМ

Клиометрика (англ. Cliometrics) - междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории. Расширительно ассоциируется с применением математических методов в исторических исследованиях, т.е. отождествляется с квантитативной историей.

Название дисциплины происходит от имени Клио — музы истории и героической поэзии в греческой мифологии.

В 1993 году Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию по экономике за цикл работ в области клиометрики. В решении Нобелевского комитета отмечается, что премия присуждена «за развитие новых подходов в исследованиях по экономической истории, основанных на применении экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений».

Впервые термин клиометрика появился в печати в декабре 1960 года в статье Дж.Хьюгса, Л.Дэвиса и С.Рейтера "Аспекты квантитативного исследования в экономической истории"[1]. «Клиометрическая революция» произошла в 60-е гг. прошлого века. Особую роль здесь сыграло то обстоятельство, что в 1960 г. редакторами «Journal of Economic History» стали сторонники клиометрического подхода Дуглас Норт и Уильям Паркер. Тогда же в США стали регулярно проводиться клиометрические конференции. В этот период в центре внимания американских клиометристов было изучение роли железных дорог в развитии процессов индустриализации, истории сельского хозяйства США в XIX веке, экономической эффективности рабского труда в американской экономике.

С 1970-х гг. клиометрический подход расширяет свое влияние в исследованиях по экономической истории в Великобритании, скандинавских странах, Испании, Бельгии, Голландии и др. странах. В более широком плане применение количественных методов в исторических исследованиях (квантитативная история) получило распространение также во Франции (преимущественно в рамках школы "Анналов"), Германии (основную роль здесь играет Центр историко-социальных исследований Кельнского университета) и других странах[2].

В России/СССР клиометрическая школа складывается в 60-е — 70-е гг. прошлого века вокруг И.Д. Ковальченко (Л.В.Милов, Л.И.Бородкин и др.)[3]. Развитие клиометрики ("новой экономической истории") шло в русле более широкого направления - квантитативной истории, включающего приложения в различных областях исторического знания.

Значительную роль в развитиии исследований в области квантитативной истории на этапе ее становления сыграли также В.А.Устинов, К.В.Хвостова, А.К.Соколов, Н.Б.Селунская, В.З.Дробижев, Е.И.Пивовар, Т.И.Славко, Б.Н.Миронов, С.Г.Кащенко, Ю.П.Бокарев, И.М.Гарскова и др. К числу теоретических достижений отечественной школы квантитативной истории относятся разработка информационных аспектов источниковедения[4], концепций и методов анализа массовых источников, методологии применения многомерного статистического анализа[5] и математического моделирования в исторических исследованиях[6]. Наиболее существенные результаты применения методов квантитативной истории достигнуты в области аграрной истории дореволюционной России[7] [8] [9] [10] [11], социально-политической истории советского общества первых десятилетий советской власти[12] [13], изучении средневековых русских текстов[14], а также в археологических исследованиях (наибольшую известность в "квантитативной археологии" получили работы Г.А.Федорова-Давыдова, Д.В.Деопика, Ю.Л.Щаповой, В.Б.Ковалевской и др.).

С середины 1990-х годов российские историки-квантификаторы активно участвуют в деятельности научного сообщества, связанного с новым междисциплинарным направлением - исторической информатикой. Это направление развивается в рамках Ассоциации "История и компьютер" (АИК).

В последнее время в России активно развивается "клиодинамика" - — новое направление в математическом моделировании исторических процессов (П.В. Турчин, Г. Г. Малинецкий, А. В. Коротаев, С.А. Нефёдов, С. П. Капица, Л.И. Бородкин, Ю. Н. Павловский, С.Ю. Малков, А. В. Подлазов и др.).

Примечания Править

  1. Уильямсон, 1996
  2. Бородкин, 1998
  3. Бородкин, 1997, 1998
  4. Ковальченко, 1987
  5. Бородкин, 1986
  6. Математическое моделирование, 1996
  7. Ковальченко, Милов, 1974
  8. Ковальченко, Бородкин, 1979
  9. Ковальченко, Селунская, Литваков, 1982
  10. Ковальченко, Моисеенко, Селунская, 1988
  11. Милов, Булгаков, Гарскова, 1986
  12. Дробижев, Пивовар, 1983
  13. Соколов, 1981
  14. Милов и др., 1986

БиблиографияПравить

  • Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Изд. 2-е. М.: Наука, 2003. ISBN 5-02-008893-5.
  • Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала XX века: Опыт количественного анализа. М.: Наука, 1974.
  • Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Аграрная типология губерний Европейской России на рубеже XIX – XX вв.: (Опыт многомерного количественного анализа) // История СССР. 1979. №1.
  • Ковальченко И.Д., Селунская Н.Б., Литваков Б.М. Социально-экономический строй помещичьего хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. М.: Наука, 1982.
  • Ковальченко И.Д., Моисеенко Т.Л., Селунская Н.Б. Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма (источники и методы исследования). М.: МГУ, 1988.
  • Милов Л.В., Булгаков, И. М. Гарскова. Тенденции аграрного развития в Русском государстве I половины XVII в. Источник, компьютер и методы исследования. М.: МГУ, 1986.
  • Милов Л.В. и др. От Нестора до Фонвизина: новые методы определения авторства. М.: Прогресс, 1994.
  • Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 года на Северо-Западе России (Опыт количественного анализа условий реализации). М., 1992.
  • Изместьева Т.Ф. Россия в системе Европейского рынка. Конец XIX – начало XX вв. М., МГУ, 1991.
  • Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., 1991.
  • Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986.
  • Математические методы в исторических исследованиях / Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Наука, 1972.
  • Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории / Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Наука, 1975.
  • Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях / Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Наука, 1989.
  • Математическое моделирование исторических процессов / Под ред. Л.И.Бородкина. М., 1996.
  • Дробижев В.З., Пивовар Е.И. Массовые источники по истории советского рабочего класса и интеллигенции и количественные методы анализа // Количественные методы советской и американской историографии. М., 1983.
  • Соколов А.К. О применении новых методов в исследованиях по истории советского рабочего класса // Вопросы методологии и истории исторической науки. М., МГУ, 1981. Вып. 3.
  • Бородкин Л.И. И.Д. Ковальченко и отечественная школа квантитативной истории // Материалы научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко / ред. С. П. Карпов, с. 74-87. М.: Мосгорархив, 1997.
  • Бородкин Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история. 1998. №5.
  • Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история. 2003. №2.
  • Гарскова И. М. Историческая информатика и квантитативная история // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.49-74. ISBN 978-5-484-01009-7.

de:Kliometrie en:Cliometrics es:Cliometría ja:数量経済史 nl:Cliometrie pl:Kliometria

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики