ФЭНДОМ

Натаниэл Клейтман (англ. Nathaniel Kleitman; 26 апреля 1895, Кишинёв Бессарабской губернии13 августа 1999, Лос-Анджелес, США) — американский нейрофизиолог, пионер научного изучения сна. Считается «отцом исследования сна» («The Father of Sleep Research»); первый нейрофизиолог целиком посвятивший исследовательскую деятельность изучению феномена сна [1]. В 1953 году совместно со своим аспирантом Юджином Асеринским впервые описал фазу быстрого сна (REM) и её связь со сновидениями, что дало толчок развитию сомнологии и онейрологии.

Файл:Kleitman.jpg

Натаниэл Клейтман родился в Кишинёве в 1895 году. Начал обучение на медицинском факультете Сирийского Протестантского колледжа (сейчас Американский Университет) в Бейруте, но через год с началом Первой мировой войны был интернирован оттоманскими властями как гражданин враждебной державы. В 1915 году перебрался в США (американское гражданство — 1918). Получил степень бакалавра в области физиологии и психологии в 1919 г. (Нью-Йоркский городской колледж), магистра в 1920 г. (Колумбийский университет), защитил диссертацию в 1923 г. (Ph.D. summa cum laude, Чикагский университет). С 1925 до 1960 г. работал в Чикагском университете, где основал первую в мире лабораторию по изучению сна [2] и заведовал кафедрой физиологии. В 1939 г. опубликовал первый учебник по нейрофизиологии сна (Sleep and Wakefulness).

В 1920-х гг. Клейтман занимался исследованием депривации сна (в числе прочего опровергнув доминирующую тогда теорию накопления в ходе депривации гипнотоксина). В целях изучения влияния окружающей среды на циркадные ритмы, Клейтман и его ассистент Брюс Ричардсон (Bruce Richardson) в 1938 г. провели 32 дня в полной изоляции в Мамонтовой Пещере (Mammoth Cave, шт. Кентукки), пытаясь продлить дневной цикл до 28 часов. Клейтман продолжил исследования цикла сна и бодрствования в условиях подводной лодки "Dogfish" в 1948 году. Многие эксперименты ставились на нём самом, а также на его дочерях Эстер и Хортенс, друзьях и знакомых. Так, Клейтман изучал более чем 180-часовую депривацию снa на самом себе, вёл подробные дневники режима сна и бодрствования своих дочерей от рождения и до 18 лет, а фаза быстрого сна была впервые зафиксирована на восьмилетнем сыне его аспиранта Асеринского Армонде и подтверждена на жене Клейтмана Полине Швейцер (Paulina Schweitzer) и на его дочерях.

После открытия фазы быстрого сна в 1952 г., Клейтман совместно со своим аспирантом Уильямом Дементом (William Dement) сконцентрировались на разработке полисомнографического анализа ночного сна, включившего электроэнцелографический и актиграфический мониторинг на протяжении всей ночи. Результатом этой работы явилось подробное описание фаз сна и создание сомнографических лабораторий (первая была открыта Дементом при Стэнфордском университете).
Файл:KleitmanMammothCave.gif

Клейтман вышел на пенсию в 1960 г. и поселился в Калифорнии, но продолжил теоретическую работу (последняя публикация в 1993 г. [1]). В 1963 г. он предложил существование диурнального "базового цикла покоя-активности" (BRAC) как в периоды сна, так и во время бодрствования, — концепции, над которой он работал до конца жизни.

Ссылки Править

Kleitman, N. Basic rest-activity cycle. In M.A. Carskadin (Ed.), Encyclopedia of sleep and dreaming. MacMillan, New York, 1993, pp.65-66.

Библиография Править

  • Aserinsky, E. and Kleitman, N. Regularly occurring periods of eye motility, and concomitant phenomena, during sleep, Science 118:273—274 (1953).текст
  • Dement, W.C. and Kleitman, N. The Relation of Eye Movements during Sleep to Dream Activity: An Objective Method for the Study of Dreaming. Journal of Experimental Pscyhology 53:339-346 (1957).
  • Kleitman, N. 'Sleep and Wakefulness'. Second Edition, University of Chicago Press, 1962 (552 стр., свыше 4300 ссылок в библиографии).it:Nathaniel Kleitman

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики