ФЭНДОМ

Классификация типов интеллекта Править

Классификация Холодной М. А. Править

Для удобства изложения, классификацию Холодной М. А. представим в виде таблицы 1, а не рисунка, как в оригинале (Холодная М. А. Психология интеллекта. Спб, Питер, 2002—272 стр., с ил.)

Табл. 1. Классификация типов интеллекта по М. А. Холодной. В центре таблицы размещены пары взаимопротивоположных типов интеллекта. Слева и справа от этих пар указаны, соответстветствующие им характеристики.

Типы интеллекта Критерии Парная

функция интеллекта

Парная

функция интеллекта

Критерий Типы интеллекта
Общий интеллект Успешность в разных видах интеллектуальной деятельности Научение Овладение специальными навыками Успешность в одном виде интеллектуальной деятельности Частные интеллектуальные способности
Конвергентный интеллект Один правильный ответ Достижение заданной цели Создание альтернативных целей Множество правильных ответов Дивергентный интеллект
Репродуктивный интеллект Воспроизведение усвоенного Актуализация информации Преобразова-ние информации Обнаружение соотношений и связей Продуктивный интеллект
Кристаллизованный интеллект Уровень вербальных функций Накопление и организация информации Оперативная обработка информации Уровень невербальных функций Текущий интеллект

Дополнение классификации Холодной М. А. Править

Эта классификация типов интеллекта может быть естественным образом дополнена. Очевидный «недосмотр» очень типичен и связан с естественным желанием любого ученого сделать свою гипотезу не только логически выдержанной, но и наглядной.

Из табл.1 видно, что классификация построена на парном противопоставлении функций интеллекта, что делает ее очень наглядной и логически строгой. Но далее Холодная М. А. жестко «спаривает» функции интеллекта (табл.2), изображая классификацию в виде окружности и назначая комбинации смежных (по столбцам) функций интеллекта дополнительные качества:

1А+2А — адаптивность

2А+3А — исполнительность

3А+4А — осведомленность

4А+1Б — компетентность

1Б+2Б — одаренность

2Б+3Б — изобретательность

3Б+4Б — сообразительность

4Б+1А — проницательность

Табл. 2. Структура связи парных функций интеллекта по М. А. Холодной

Номер пары Функции интеллекта

(группа А)

Функции интеллекта

(группа Б)

1 Научение Овладение специальными навыками
2 Достижение заданной цели Создание альтернативных целей
3 Актуализация информации Преобразование информации
4 Накопление и организация информации Оперативная переработка информации

Однако из таблицы 2 могут быть созданы, по крайней мере, еще две таблицы путем так называемой циклической перестановки: табл. 3 и 4. Поскольку М. А. Холодная не аргументировала в своей книге выбранное ею жесткое взаимное расположение строк таблицы 2, то ничто не мешает этот порядок поменять. В результате указанных перестановок, в производных таблицах 3 и 4 соседние строчки меняются местами, что позволяет построить новые, не представленные М. А. Холодной интеллектуальные качества, комбинируя соседние функции интеллекта, как это делает сама М. А. Холодная.

Табл. 3. Модификация табл.2, в которой переставлены местами 2, 3 и 4 строчки (1-я циклическая перестановка).

Номер пары Функции интеллекта

(группа А)

Функции интеллекта

(группа Б)

В результате, табл.3 генерирует следующие интеллектуальные качества, не указанные М. А. Холодной:

1А+3А — обучаемость (усвоенные знания человек хорошо воспроизводит)

4А+2А — лидерство (человек ясно и общедоступно формулирует одну цель, которую реализует)

2А+1Б — мастерство (человек, в рамках профессиональной специализации получает требуемый результат)

1Б+3Б — творчество (человек в своей специальности открывает новые законы, связи, явления)

4Б+2Б — генератор идей (человек генерирует альтернативные возможные решения проблемы в зависимости от полученной информации)

2Б+1А — эрудиция (человек, в рамках полученного образования может дать альтернативные интерпретации событий)

Табл. 4. Модификация табл. 2, в которой переставлены местами 2, 3 и 4 строчки (2-я циклическая перестановка)

Номер пары Функции интеллекта

(группа А)

Функции интеллекта

(группа Б)

Интеллектуальные качества, генерируемые табл.4 и не указанные М. А. Холодной

1А+4А — классификатор (полученные знания человек идеально реорганизует: педагог, Линней, Д. И. Менделеев)

3А+1Б — диагност (врач, быстро и точно определяющий болезнь по набору жалоб больного и т. п.)

1Б+4Б — исполнительский талант (рутинное выполнение работы по выученным алгоритмам: музыкант-исполнитель, артист, С. Рихтер)

3Б+1А — талант (комбинация общего и продуктивного интеллекта в одном человеке: Аристотель)

Общие принципы построения классификации типов интеллекта Править

Общая идея М. А. Холодной построения новых качеств интеллекта достаточно очевидна, хотя явно ею не сформулирована. Подходящая категория (адаптивность, исполнительность и т. п.) ею выбирается таким образом, чтобы выбранная категория одновременно и содержательно отражала название спаренных функций интеллекта, критерии их выделения и типы интеллекта. Но совершенно очевидно, что это скорее интуитивный, чем логически аргументированный подход и поэтому интеллектуальные качества, генерируемые таблицами 2-4, могут быть выражены другими словами. И вряд ли кто-либо их сможет оспорить. В этом, пожалуй, слабая сторона представленной классификации интеллекта.

Классификация типов интеллекта с точки зрения простейшей модели функционирования интеллекта Править

В классификации М. А. Холодной (табл. 1) систематизированы функции интеллекта, которые диагностируются с помощью психологических тестов. Это позволяет легко указать, какая часть интеллекта доступна изучению психологов в тестах и как противоречивые результаты могут порождаться недоступной исследованию частью интеллекта.

Если исходить из простейшей модели функционировая интеллекта (см. рис), которая описана в статье теории психологии интеллекта, то тестирование «научения» и «овладения специальными знаниями», представляет собой изучение насыщения долговременной памяти (ДВП) активированными познавательными моделями и механизм трансформации неактивированных моделей потенциального интеллекта (ПИ) в активированные модели ДВП.

Тестирование «достижение заданной цели» изучает механизмы взаимодействия кратковременной памяти (КВП) и ДВП. Дадим краткое пояснение этому утверждению. Допустим, человека мучит жажда и тогда цель — ее утоление. Следовательно, от нервного центра жажды в КВП поступает нервный импульс в виде информационного активатора «жажда». Пусть в ДВП мучимого жаждой человека сформирована предшествующим опытом нервная сеть познавательных моделей «устранение жажды», с помощью которой человек может решить возникшую проблему — жажда. Тогда информационный активатор «жажда» взаимодействуют с соответствующим информационным рецептором модели этой сети. Это взаимодействие возбуждает познавательную сеть «жажда» и в КВП из ДВП, от незаблокированных информационным активатором познавательных моделей, поступают импульсы, которые сознание воспринимает как алгоритмы действия. То есть схема подобна той, что была ранее рассмотрена в статье теории психологии интеллекта на примере с заучивания таблицы умножения. При тестировании «достижении заданной цели» может быть обнаружено, что человек недостаточно успешен в этом. Тогда можно предложить, по крайней мере, следующие интерпретации. Во-первых, у тестируемого человека, отсутствуют в ДВП активированные модели, которые можно применить для решения поставленной в тесте проблемы. Например, если в случае «жажды» человеку предложить утолить жажду с помощью кокоса, о котором у него нет никаких представлений, то он может и не достичь цели — утоление жажды. Во-вторых, у испытуемого может быть в принципе затруднено взаимодействие КВП и ДВП, даже на фоне сформированных в ДВП алгоритмов действия («тугодум»). Например, чувство жажды (информационный активатор) стимулирует решение проблемы (импульсы активатора поступают в ДВП) только в том случае, когда жажда становится нестерпимой. Из представленного описания очевидно, тестирование «достижение заданной цели» это оценка эффективности взаимодействия КВП и ДВП.

Тестирование «создание альтернативных целей» также изучает механизмы взаимодействия КВП и ДВП, но в случае наличия в ДВП альтернативных познавательных моделей.

Тестирование «актуализации информации» направлено исключительно на изучение эффективности взаимодействия КВП и ДВП.

Тестирование «преобразования информации» раскрывает способность активировать потенциальные познавательные модели, когда маршрут информационного активатора к моделям ПИ задается моделями ДВП.

Итак, из представленного сопоставления таблицы 1 и рис простейшей модели интеллекта можно сделать следующие выводы. Во-первых, очевидно, что никакого множества интеллектов нет, а есть лишь различные механизмы функционирования единого интеллекта, которые изучаются психологами в тестах. Во-вторых, ДВП является очень пластичной и постоянно обновляемой частью интеллекта, а, следовательно, все тесты, направленные на ее изучение, могут со временем давать у одного и того же человека различающиеся результаты. Более того, тесты, направленные на изучение информации, сосредоточенной в ДВП, отражают лишь информационную насыщенность ДВП и никакие другие свойства интеллекта. В-третьих, ПИ для современных психологов является «черным ящиком» абсолютно недоступным для прямого изучения.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики