ФЭНДОМ

Кларисси́нки, Клариссы, Орден святой Клары (лат.  Ordo Sanctae Clarae, OSCI) — женский монашеский орден Римско-католической церкви, тесно связанный духовно и организационно с орденом францисканцев. Орден был основан святой Кларой Ассизской в качестве Второго (женского) ордена францисканцев в 1212.

В более широком смысле термин клариссинки также употребляют по отношению к нескольким независимым монашеским конгрегациям, исторически или духовно связанных с наследием св. Клары.

Организация Править

Орден святой Клары организационно состоит из нескольких направлений — основное направление, соблюдающее изначальный устав св. Клары насчитывало в 2002 году 7918 монахинь в 589 обителях; клариссинки-урбанианки — 1163 монахини, клариссинки-капуцинки (см. капуцины) — 2263 монахини. Существует еще несколько более мелких направлений внутри ордена.

Духовность ордена основана на молитве, бедности и смирении в духе проповедей святого Франциска Ассизского и святой Клары. Многие монастыри клариссинок соблюдают строгий затвор — общение монахинь с мирянами может происходить лишь через решётку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью.

Одеяние клариссинок — чёрная туника, опоясанная белой верёвкой и белый головной убор с чёрным покрывалом.

История Править

Орден был основан в 1212 г. св. Кларой Ассизской при храме св. Дамиана в Ассизи. Распространение ордена шло параллельно с развитием ордена францисканцев. В 1230 году монастыри клариссинок были во всех крупных городах Италии, а к 1263 году действовало уже 76 монастырей по всей Европе. В 1253 г. папа Иннокентий IV утвердил составленный св. Кларой устав ордена. В 1263 г. папа Урбан IV принял обновлённый устав, который был принят частью ордена — монахинь живущих по этому уставу стали называть урбанианками.

В XIVXV веках орден был многократно реформирован, в результате реформ образовались два независимых ордена, принявших реформированный устав св. Клары — колеттанки во Франции и францисканки-концепционистки в Испании.

Во время Реформации орден пережил сильное сокращение численности монахинь, однако в XVII веке орден начал бурно развиваться, распространившись в том числе и в Америку. В этот период появилось несколько новых направлений внутри ордена — капуцинки, фарнезианки и эремитки.

Во время Великой французской революции многие монастыри были ликвидированы, но к середине XIX века орден восстановил свои позиции во Франции и остальной Европе.

Независимые конгрегации Править

Существует девять независимых конгрегаций, связанных с орденом клариссинок и часто называемых также клариссинками. Наиболее крупной является конгрегация клариссинок-францисканок, основанная в 1857 г. в Индии. В 2002 г. эта конгрегация насчитывала 6831 монахиню, главным образом в Индии.

Источники Править

  • Католическая энциклопедия. Изд. Францисканцев, М, 2002.de:Klarissen

en:Order of Poor Ladies es:Clarisas eu:Klaratar fi:Klarissalaiset fr:Clarisses hu:Klarisszák nl:Clarissen no:Klarissene pl:Klaryski od wieczystej Adoracji pt:Ordem das Clarissas sv:Klarissor

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики