ФЭНДОМ

Flag of UNESCO Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 190
рус. • англ. • фр.
Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Кирена - древний город в Ливии, столица Киренаики.

Киренаика (Cyrenaïca) — страна на северном берегу Африки, между Б. Сиртом на западе и Египтом на востоке, на месте нынешнего плоскогорья Барки (500—700 м), в восточной части Триполийского вилайета, с юга граничащая с Ливийской пустыней, но плодородная благодаря обильным зимним и весенним дождям и множеству источников, богатая вином, оливковым маслом, ароматическими травами и лесом. Древние мифологи помещали на востоке её «страну Гесперид». Около 630 г. до н. э. переселенцы с кикладского острова Феры основали, сперва на островке Платее (в нынешнем заливе Бомба), а потом на самом материке, в 14 верстах от моря, колонию Кирену. Первым царем Кирены или, по-дорийски, Кираны, был Батт. Во время господства династии Баттиадов, Кирена, благодаря мореходству и торговле, скоро достигла высокой степени процветания и после продолжительной и жестокой борьбы с Египтом и Карфагеном стала независимой. Около 540 г. братья царя Аркезилая II возмутились и образовали из западных городов самостоятельное государство Барку. Власть Баттиадов была уничтожена персидским царем Камбизом, присоединившим Кирену к египетской сатрапии. Во время господства персов, продолжавшегося 200 лет, Кирена стала республикой; к этой поре относится процветание киренской школы философов. В 321 г. египетский царь Птолемей, сын Лага, подчинил К. своей власти; пять городов — Кирена, Аполлония, Птолемаида (Барка), Арсиноя (Тавхира) и Вереника (Евгеспериды) — составили союз («пентаполь», то есть пятиградие), преобразованный с 117 г. в царство младшей ветви династии Птолемеев, последний представитель которой, Апион, завещал К. римлянам, присоединившим её в административном отношении к провинции Крит (67 г. до н. э.). В христианскую пору здесь был отдельный епископ (в V столетии — известный Синезий). Кирена была родиной философов Аристиппа, основателя школы киренаиков, и Карнеада, поэта Каллимаха и географа Эратосфена. Кирена была разрушена арабами. От греческой эпохи сохранились значительные развалины и некрополь, давший немало прекрасных ваз и золотых и серебряных монет.

См. также Править

Литература Править

Kiepert, «Lehrbuch der alten Geographie» (Берлин, 1878, § 192); Lolling, «Hellenische Landeskunde u. Topographie» («Handbuch des Klassischen Altertums», т. III, Нердлинген, 1887); Gilbert, «Handbuch der griechischen Staatsalterthümer» (Лейпциг, т. II, 1885, стр. 228—232); Stark, «Systematik und Geschichte der Archeologie der Kunst» (Лейпциг, 1880, стр. 3 62—363); Hübner, «Grundriss zu Vorlesungen über die Geschichte und Encyklopaedie der klassischen Philologie» (Берлин, II т., 1889, стр. 219).

Файл:Noia 64 apps ktip.png Актуальность
Данные приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения)
.
ar:برقة

bg:Киренайка ca:Cirenaica cy:Cyrenaica de:Kyrenaika en:Cyrenaica es:Cirenaica fr:Cyrénaïque he:כרתים וקירנאיקה id:Cyrenaica it:Cirenaica la:Cyrenaica nl:Cyrenaica no:Kyrenaika pl:Cyrenajka pt:Cirenaica

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики