ФЭНДОМ

Киликия (греч. Κιλικία) — в древности юго-восточная область Малой Азии.

Во II тысячелетии до н. э. входила в Хеттское царство, с XII по VI века до н. э. на территории Киликии существовало одно или несколько независимых царств, с VI в. до н. э. Киликия входила в состав персидского царства Ахеменидов. В 333 до н. э. завоёвана Александром Македонским. В 297 до н. э.190 до н. э. находилась под властью Селевкидов.

Файл:Pont Map.png

В 102 до н. э. была завоёвана Римом, окончательно усмирена в 67 до н. э.. В средние века была объектом борьбы между Византией, арабами и сельджуками. С 1080 по 1375 в Киликии существовало Киликийское армянское государство, впоследствии захваченное мамлюками. В 1515 была завоёвана турками-османами.

Киликия простиралась от Памфилийского залива к востоку до гор Аманских (ныне Джебель Берекет), отделяющих от неё северную Сирию (Коммагену); к северу — до хребта Тавр, отделявшего её от Ликаонии и Каппадокии и наполнявшего своими южными отрогами всю западную часть Киликии. В восточной части Киликии Тавр перерезали «Киликийские ворота» (ныне Гёлек Богаз), Ларандский и Средний перевалы. Западная часть Киликии называлась «Суровой» (греч. Κιλικία τραχεΐα), или Кетидой, восточная — низменной, «Равнинной» (греч. Κιλικία πεδιάς). Впервые название «Киликия» встречается в ассирийских надписях (Hilakku) как обозначение «Киликии Суровой». «Суровая» Киликия, с мощным Имбарским хребтом, вдаётся на юге в Средиземное море. Её прорезает с запада на восток река Каликадн (ныне Гуёк-Су), впадающая в море у Сарпедонского мыса (ныне Лисан). Здесь много бухт, служивших гаванями прибрежным городам.

Близ реки Каликадн царь Селевк I Никатор, основатель династии Селевкидов, построил город Селевкию (Трахиотиду), процветавшую до римского времени. В Киликии находился сравнивавшийся с Вавилоном большой город Тарс, построенный ассирийцами. Здесь была столица страны и резиденция царей. Соперник Тарса — город Адана — лежал на правом берегу Сара. У Исского залива находился знаменитый одержанной в 333 до н. э. Александром Великим победой город Исс, от которого два перевала вели в Сирию (Аманские и Киликийско-сирийские ворота). На диких вершинах Амана ещё до времён Цицерона жили остатки древнейшего населения Киликии — елевферокилики.

Древние писатели хвалили плодородие Киликийской равнины, в изобилии дававшей виноград, сезам, просо, пшеницу и ячмень. Славились козы Киликии — вероятно, одной породы с ангорскими. Страна производила много шафрана, хорошее изюмное вино, лучший иссоп, гранатовые яблоки. Жители Киликии были очень свободолюбивы и лишь номинально подчинялись персам, Селевкидам и с 63 до н. э. римлянам, которые, собственно, держали в покорности одну лишь равнинную Киликию. Киликийцы всегда отличались смелостью и привычкой к морю; настоящим притоном морских разбойников стала Киликия во время междоусобиц между Селевкидами. К этому времени относится возникновение греческой поговорки: «три худших слова на букву К — каппадокийцы, критяне и киликийцы».

В I веке до н. э. разбои до того усилились, что даже берега Италии были небезопасны от киликийцев; они заняли гавань РимаОстию, сожгли находившиеся там корабли и преградили путь подвозу хлеба из Сицилии и Египта в Рим. Положить конец их разбоям удалось только Помпею.

При Тигране II (95-56 до н. э.) Киликия на короткое время вошла в состав Армении Великой.

Одно время Киликией управлял Цицерон. Письма его показывают, как беспокойны и неукротимы всё ещё были эти горцы. При Феодосии Великом Киликия разделена была на 1-ю и 2-ю Киликию, с главными городами Тарс и Аназарб.

С 1080 до 1375 на территории Киликии находилось армянское Киликийское царство.

Литература Править

  • См. V. Langlois, «Voyage dans la Cilicie et dans les montagnes du Taurus pendant les ann ées 1852—53»
  • K. J. Neumann, «Zur Landeskunde und Gesc hichte Kilikiens» («Jahrb. f. Phil.», 1883, т. 127)
  • Kotschy, «Reise in den Kil. Taurus ü ber Tarsus» (Гота, 1858).

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Исторические области Малой Азииbg:Киликия ca:Cilícia de:Kilikien el:Κιλικία en:Cilicia es:Cilicia eu:Zilizia fi:Kilikia fr:Cilicie gl:Cilicia he:קיליקיה hu:Kilikia it:Cilicia ku:Kîlîkya nl:Cilicië no:Kilikia pl:Cylicja pt:Cilícia sr:Киликија sv:Kilikien tr:Kilikya zh:奇里乞亚