Викия

Наука

Кибернетика

22 030статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

ОпределенияПравить

Кибернетика (от греч. Κυβερνήτης) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Сфера кибернетикиПравить

Объектом кибернетики являются все управляемые системы. Системы, не поддающиеся управлению, в принципе, не являются объектами изучения кибернетики. Кибернетика вводит такие понятия, как кибернетический подход, кибернетическая система и прочие

Кибернетика является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в кибернетике за счет анализа и выявления общих принципов и подходов в процессе научного познания. Наиболее весомыми теориями, объединяемыми кибернетикой, можно назвать следующие:

Кроме средств анализа, кибернетика предлагает мощные инструменты для синтеза решений, предоставляемые аппаратами математического анализа, линейной алгебры, геометрии выпуклых множеств, теории вероятностей и математической статистики. А также более высокоприкладные области математики, такие, как математическое программирование, эконометрика, информатика и прочие производные дисциплины.

НаправленияПравить

Различают следующие направления кибернетики:

ИсторияПравить

Термин впервые ввёл Норберт Винер, считающийся отцом-основателем кибернетики как отдельной самостоятельной науки. Некоторые задачи кибернетики были поставлены А.А. Богдановым в его организационной науке «тектология», впоследствии забытой современниками.

В СССР в 1950-е гг. кибернетика рассматривалась как "буржуазная лженаука", её сторонники преследовались. В 1960-е и 1970-е гг. произошёл кардинальный поворот - кибернетика была не только реабилитирована, но зачастую с ней связывались довольно нереалистичные ожидания.

В 1990-е гг. и позднее происходит уточнение и сужение предмета кибернетики; ряд проблем, ранее считавшихся кибернетическими, теперь рассматриваются в рамках синергетики.

ИменаПравить

ЛитератураПравить

  • Грэхэм, Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М. Политиздат, 1991. - 480 с.

См. также:Править

Викия-сеть

Случайная вики