ФЭНДОМ

Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римскиx ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii). Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Oдин такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.bg:Квестор bs:Kvestor ca:Qüestor cs:Quaestor da:Kvæstor de:Quaestur en:Quaestor es:Cuestor fi:Kvestori fr:Questeur he:קווסטור hu:Quaestor it:Questore (storia romana) ja:クァエストル ka:კვესტორი mk:Квестор nl:Quaestor (Rome) no:Kvestor pl:Kwestor pt:Questor ro:Chestor sh:Kvestor sr:Квестор sv:Quaestor zh:財務官

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики