ФЭНДОМ

Катализа́тор — вещества или внешние воздействия (например ультразвук или ионизирующие излучения), которые ускоряют различные химические и физические процессы (например полимеризация) в заданном направлении.

Основная функция катализатора — образовывать с исходными веществами более реакционно-способные промежуточные соединения и комплексы, позволяющие снизить энергию активации или способствующие образованию определённых изомеров с заданной структурой.

Каталитическими свойствами обладают многие вещества, сплавы, газы и т.д., но лишь немногие из них находят практическое использование. Пример наиболее широко употребляемых катализаторов: платина, родий, палладий, медь, никель, олово, рений, окислы ванадия, меди, серебра, железа, хрома и др., двуокись азота и др. газы, гамма-излучение, нейтроны, протоны. Катализаторы имеют как правило сильно развитую поверхность и зачастую распределяются на инертном носителе (силикагель, окись алюминия, активированный уголь и др.).

Ионизирующие излучения используются в процессах окисления, восстановления, полимеризации, и предпочтительны для химических и физических реакций протекающих по цепному механизму, их особенность как катализаторов это - полное отсутствие загрязнения готового продукта и исключительная дешевизна их применения.

В биохимических реакциях роль катализаторов играют ферменты.

См. также Править

ca:Catalitzador cs:Katalyzátor da:Katalysator de:Katalysator en:Catalyst eo:Katalizilo es:Catalizador et:Katalüsaator fi:Katalyytti fr:Catalyseur he:זרז id:Katalis io:Katalizo it:Catalizzatore ja:触媒 ko:촉매 lt:Katalizatorius mk:Катализатор nl:Katalysator nn:Katalysator no:Katalysator pl:Katalizator pt:Catalisador simple:Catalyst sk:Katalyzátor (chémia) sr:Катализатор su:Katalis sv:Katalysator (kemi) ta:வினைவேக மாற்றி tr:Katalizör uk:Каталізатор zh:催化剂

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики