ФЭНДОМ

Файл:Carracci Lodovico Madonna.jpg

Карраччи (итал. Caracci) — семейство итальянских (болонских) живописцев, а также название их художественной школы (в Болонье).

Лодовико Карраччи Править

(1555-1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале Карраччи, новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degli Incamminati), которая вскоре стала в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами её были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо. Хотя художники, принадлежащие к этой академии, или, как их называют по почину самого Лодовико Карраччи, "эклектики", и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико Карраччи (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в "Богородице во славе", в Болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы, напр., "Ессе homo" и "Mater dolorosa", которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: "Св. Семейство" (№ 163 и 164), "Несение креста" (№ 165), "Положение во гроб" (№ 166) и "Св. Севастиан" (№ 167).

Агостино Карраччи Править

Файл:Carracci Agostino Faun.jpg

(1557-1602), живописец и гравер, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в Академии degli Incamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленные живописные произведения (лучшие из них — фрески во дворце Фарнезе, в Риме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., "Причащение св. Иеронима" в Болонской пинакотеке, "Вознесение Богородицы", там же) отличаются правильностью рисунка и светлым, веселым колоритом. Гораздо значительнее Аннибале К. как гравер. Взяв себе за образец Корн. Корта, он довел свою манеру гравирования до высокого совершенства: Замечательнейшие из его гравюр: "Распятие" (с Тинторетто, 1589), "Эней и Анхиз" (с Бароччио, 1595), "Богородица с Младенцем" (с Корреджо), "Искушение св. Антония", "Св. Иероним" (с Тинторетто), а также некоторые собственного сочинения.

Аннибале Карраччи Править

Файл:Annibale Carracci 003.jpg

(1560-1609), живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был вместе с ними вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок ("Триумф Вакха и Ариадны", "Меркурий и Парис", "Пан и Дианы", "Юпитер и Юнона" и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребен, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрек отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском и других музеях; пейзаж № 178 в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы, суть, сверх вышеупомянутых, следующие: "Богородица со святыми" (1592), "Воскресение Христово" (в Лувре), "Св. Рох" (в Дрездене), "Вакханка и сатир" (во Флоренции), "Христос и самаритянка" (в Вене), "Избиение младенцев" (в Мюнхене), "Св. Семейство" (в Импер. Эрмитаже, № 169), "Отдых на пути в Египет" (там же, 171), "Почивший Христос" (там же, № 172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции ("Распятие", "Юпитер и Антиопа", "Христос" и пр.).

Болонская школа Карраччи Править

Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Карраччи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV — Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и её многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Карраччи.

Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Карраччи не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Образовавшиеся после Франчья школы Фонтаны и Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе Карраччи, наоборот, начинается возрождение. Лодовико Карраччи получил свое художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто, во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель Сарто. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришёл к мысли, что единственный путь к возрождению искусства — это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий в картинах Веронезе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству". Таково было основное положение новой школы.

Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев, Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чём художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики в доказательство правильно понятых уроков учителя воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были её уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала Академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т. е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм сам по себе не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования школа Карраччи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из неё, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему, — говорит Lanzi, — болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их".

Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников. Лодовико Карраччи (1555—1619) известен картинами, которыми он украсил палаццо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Его "Св. Франциск", "Преображение Господне", его последующие произведения — "Поход аргонавтов", "Путешествие Энея" и др. — обличают в художнике если не истинный гений, то, по крайней мере, благородство стиля и редкий навык в исполнении. Известные его произведения — "Св. Семейство под пальмою ", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибало Карраччи, "Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием", "Положение во гроб", "Св. Севастиан", "Несение креста" — находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая находится в палаццо Дориа в Риме.

Агостино Карраччи (1557—1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи, в начале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как живописец он не шёл дальше посредственности. Тем не менее, его "Исповедь св. Иepoнима" и "Купанье Дианы", находящиеся в Болонье, " Св. Дева, кормящая грудью младенца Иисуса" (в Парме) указывают на то, что Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.

Аннибале Карраччи (1560—1609), брат и ученик предыдущего, считается одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства вследствие его заведомого подражания различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ; "Св. Екатерина и св. Клара" (в Болонье), "Св. Дева в молчании" (в Неаполе) дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его "Св. Семейство", "Отдых Св. Семейства на пути в Египет" — копия с неё находится в Бернском музее и выдается там за оригинал, "Христос почивший, оплакиваемый ангелами", "Жены-мироносицы у гроба Спасителя", "Явление воскресшего Христа Мироносицам", "Спящая молодая девушка" (Венера, изображенная в совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки), "Мрачный пейзаж", портрет самого художника, "Св. Иоанн Креститель", "Св. Семейство" (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале Карраччи находится во Флоренции, в музее Уффици, "Св. Карл Борромей" (знаменитый милан. архиепископ), "Снятый со креста Спаситель, оплакиваемый св. Марией Магдалиной и ангелами".

Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей. Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575—1642) — живописец и гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи: картины его, написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нём больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаяние. Пользуются известностью его "Самаритянка", "Распятый Христос", "Св. семейство", "Аврора и Фортуна", находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже — "Давид с головою Голиaфa". Картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье, и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени находится в Лувре; третий экземпляр её — в галерее Спадо Колонна в Риме. Копия же, в уменьшенном виде — в Венской галерее; "Поклонение Пастырей" (наход. некогда в галерее де ла Врильера; повторение этой композиции — в церкви картезианского монастыря в Неаполе); "Поклонение волхвов", "Св. Семейство на пути в Египет" (картина эта, пользующаяся особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); "Св. Пётр" — этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере: "Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии" (картина эта находилась во времена Пассери в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею маркиза дельи Анджели, продавшего её лорду Вальполю, но она была задержана папским правительством в Чивита-Веккии, и только из уважения к покупщику Папа Иннокентий XIII разрешил отправку её в Англию); "Св. Иероним"; "Юность Богоматери" (картина изображает Пресвятую Деву в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу — несколько корзин с работою; слева — маленькая собачка, болонка): "Спящий младенец-Христос" (копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена, принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа в Риме и в коллекции гр. Шпека-Штернбурга в Лучене; есть ещё копия в венской академии художеств). Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: "Похищение Европы" — картина, изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ быка, по мнению Вагена, представляет только часть большой картины, композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел' Консерватори, в Риме и в музее гор. Тура, во Франции (очевидно, представляющие собою копии); "Клеопатра" — написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет в отношении композиции значительное отличие от эрмитажной. "Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям, исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г. вместе с другими картинами из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне её казни; однако эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными и даже подлежат сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.

Другим представителем болонской школы является Франческо Альбани (1578—1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли" и находящееся в Эрмитаже "Похищение Европы" (повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др. пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: "Благовещенье", перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя (повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в Парижской галерее), и "Крещенье Господне" (принадлежала знаменитому Дж. Ло и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани ещё ярче обнаружились недостатки его учителей.

Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино (1581—1441). Сначала ученик Кальварта, затем Академии дельи инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссен говорил, что она принадлежит к числу трёх наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его "Св. Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви", находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата, в вилле Альдобрандини во Фраскатти отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выражения. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: "Св. евангелист Иоанн", причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Феодоровны. При жизни этой государыни она висела в её кабинете в Зимнем дворце; по её кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно её духовному завещанию, стала собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля в замке Гоуард, в Йоркшире, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюлловым, имеется в музее Императорской академии художеств в СПб.; "Взятие Св. Марии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" — картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим, потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери.

Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей болонской школы — Джованни-Франческо Барбьери (1591—1666), прозванный Гверчино, т. е. косоглазый, сначала ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже. Она изображает "Св. Анну, обучающую Младенца-Христа чтению". К первым же работам Барбьери относится его "Взятие Богородицы на небо" — картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником по возвращении в Рим в 1623 г. для Александра Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа в Риме имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой манерой письма отличается также находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с неё, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини (Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют ещё одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую "Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу-Христу", — картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника, служат: во-первых, его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи в 1850 году, во-вторых, "Св. Иероним в пустыне", работа, представляющая, вероятно, тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Vita di Fr. Barbieri"), в 1641 г. для Ридольфо Струми в Римини, и ныне находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с неё, также выдаваемая за оригинальное произведение Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.

Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да Стефано (1580—1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) "Благовещение", написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа из коллекции Троншена около 1780 года, и 2) "Предвечный отец" — картина эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.

Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628—1719), ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджо и Карраччи. Его "Материнская любовь" находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он был назначен её пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для академии покровительством Папы Климента XI, утвердившего её уставы, и согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708) получило название "Климентинской академии". Но поздно было уже в эпоху полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия, истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию, перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют собою все итальянские школы XVIII столетия.

Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш. Блан следующими немногими словами: "Болонские художники, взятые вместе, образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет благородства истых аристократов, нет, с другой стороны, крепкой и смелой энергии простого народа. Их главное качество заключалось в отсутствии слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они занимали середину в искусстве, притом на одинаковом расстоянии от крайних точек, и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую ступень".

Литература Править

de:Carracci

en:Caracci fr:Carracci nl:Carracci pt:Carracci

  1. Википедия Карраччи адрес
  2. Викисловарьадрес
  3. Викицитатникадрес
  4. Викиучебникадрес
  5. Викитекаадрес
  6. Викиновостиадрес
  7. Викиверситетадрес
  8. Викигидадрес

Выделить Карраччи и найти в:

  1. Вокруг света адрес
  2. Академик адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы адрес
  5. Научная Россия адрес
  6. Кругосвет адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традицияадрес
  9. Циклопедияадрес
  10. Викизнаниеадрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

  • Страница 0 - краткая статья
  • Страница 1 - энциклопедическая статья
  • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Карраччи 1», чтобы сохранить ее

Комментарии читателей:Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики