ФЭНДОМ

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκια, перс. Katpatuka) — древнее название местности на востоке Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Чёрным морем и рекой Галисом, большей частью ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, плодородными пространствами на юго-восточных склонах к реке Евфрату (местность Мелитена) и на севере у Чёрного моря.

Прибрежные части у древних писателей называются Каппадокией Понтийской и Понтом. Из рек Каппадокии главные Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис с многоводным притоком Ликос; все эти реки несудоходны.

В древнейшее время, вероятно, независимая, Каппадокия ок. XIII века до н. э. подверглась завоеванию хеттов (хеттитов), которым принадлежат древнейшие памятники страны; позже обрушились на страну нападения ассирийцев. В связи с ассирийским завоеванием, вероятно, находится название греками местности около Синопа Ассирией или Сирией (позже Λευκόσυροι — «белые сирийцы», то есть каппадокийцы).

После падения Ассирии Каппадокия подчинилась Мидии, а затем Персии; к этому же времени относится отделение от Каппадокии местностей Катаонии по обе стороны Антитавра и Мелитены на Евфрате, жители которых ни по языку, ни по нравам не отличались от каппадокийцев.

При персах страна становится более известной. Жители её, по всей вероятности, были индоевропейцы; религия их очень сходна с западно-малоазиатскими: у них был свой бог неба, каравший за нарушенное слово, бог луны, великая богиня природы Ma, при оргиях в честь которой жрецы и поклонники наносили себе раны мечами, а женщины приносили в жертву свое целомудрие. Кроме местных божеств, почитались и персидские, с которыми в Каппадокии перешли и персидские названия месяцев. Культура была невысока; большая часть населения находилась в крепостной зависимости от знати, другая часть принадлежала храмам; городов было мало (Тиана, Мазака, Амасия на Ирисе), но много больших деревень. Из персидских наместников Каппадокии особенно известен Датам.

Александр Великий не затронул Каппадокии; правитель её Ариараф (на монетах с арамейскими письменами — Ariorat) сохранил независимость, но после смерти Александра был захвачен греками и казнён, а страна его несколько лет переходила из рук в руки. К началу III века до н. э. Каппадокия успела освободиться; она разделялась в это время на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Из позднейших царей Каппадокии Ариараф III Благочестивый (221-163) в 193 до н. э. вёл войну с римлянами, в союзе с Антиохом, за что должен был заплатить часть возложенной на Сирию контрибуции; с тех пор он был верным союзником пергамцев и римлян. В 182 до н. э. ссора его с Фарнаком Понтийским повлекла за собой общую войну всех малоазиатских государств. Армянские свои владения Ариараф принужден был уступить вновь возникшим государствам — Великой Армении и Софене.

В смутное время после смерти Apиарафа IV (156-131) Каппадокия подпала власти Понта. После того как Помпей победил Митридата, Каппадокия, как римское вассальное государство, управлялось родом Ариобарзана. Антоний передал власть над Каппадокией Архедаю, внуку Митридатова полководца; Август утвердил это назначение и передал ему и Киликию, но потом приставил к нему прокуратора. В 17 г. Тиберий призвал Архелая для ответа в Рим, где он и умер. После этого Каппадокия была сделана римской провинцией, которой она осталась до времен сельджуков, успев совершенно эллинизироваться. Высшая греческая культура, однако, не проникла в страну, что доказывается весьма незначительным количеством античных развалин и надписей. В горах к западу от Мазаки сохранились пещерные жилища, принадлежащие, судя по всем данным, довольно поздней эпохе.

ПравителиПравить

СсылкиПравить

Шаблон:Исторические области Малой Азии

Литература Править

  • Hisely, «Disp. de historia Cappadociae» (1883)
  • Clinton, «Fasti Hellenici» (III, 429-438)
  • E. Meyer, «Kappadokien» (в энцикл. Эрша и Грубера, II, 32)

<span id="interwiki-es-fa" />az:Kapadokya ca:Capadòcia de:Kappadokien el:Καππαδοκία en:Cappadocia eo:Kapadokio es:Capadocia fi:Kappadokia fr:Cappadoce he:קפדוקיה hu:Kappadókia it:Cappadocia (regione) ja:カッパドキア ko:카파도키아 nl:Cappadocië no:Kappadokia pl:Kapadocja pt:Capadócia ro:Cappadocia sr:Кападокија sv:Kappadokien tr:Kapadokya zh:卡帕多细亚