ФЭНДОМ

Flag of the Kalmar Union

Гипотетический флаг Кальмарской унии.

Ка́льмарская уния (дат., норв., швед. Kalmarunionen) — серия объединений в личную унию королевств Дании, Норвегии и Швеции под верховной властью датских королей (13971523). Страны жертвовали своим суверенитетом, но сохраняли независимость. Расхождение интересов (особенно недовольство Швеции господством Дании) привело к конфликту и окончательному распаду союза в 1523 г.

Создание союзаПравить

Уния возникла в противовес немецкой экономической и политической экспансии в Скандинавии в XIV веке. В этот период вольные города и Ганза постепенно монополизировали торговлю в Скандинавии. В 1364 г. последний шведский король из династии Фолькунгов — Магнус Эрикссон, бывший одновременно королём (с 1319 г.) Норвегии, был изгнан, и королём Швеции был избран немецкий герцог Альбрехт Мекленбургский. Недовольная новым королём часть дворянства призвала дочь и наследницу короля Вальдемара Аттердага, королеву Дании Маргариту, вдову сына и соправителя Магнуса Эрикссона — Хокона, чтобы возвести её на престол вместе с малолетним сыном Олафом.

В 1380 г. Дания и экономически зависимая от неё Норвегия объединились в личную унию под властью королевы Маргариты Датской. В 1387 г. сын Маргариты Улоф умер, и Маргарита была объявлена «полноправной госпожой и законной повелительницей» Швеции. В 1389 г. шведский король Альбрехт был повержен объединённым датско-шведским войском, и, по инициативе королевы, в шведском городе Кальмар, находившемся в то время поблизости от границы с Данией, был подписан договор о создании унии. Королем Дании, Швеции и Норвегии был признан малолетний племянник королевы Маргариты Эрик Померанский.

КонфликтПравить

В царствование Маргариты королевская власть все более укреплялась, что усугубляло напряжённость между короной и аристократией, но лишь в правление Эрика (14121439 гг.) она привела к открытому восстанию. Конфликт Маргариты и Альбрехта вынудил её заключить соглашение с Ганзейским союзом, подтвердив его экономическое господство в Скандинавии. Эрик, наоборот, пытался положить конец зависимости от Любека и Ганзы, что привело к войне. Войны в Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге и Померании привели к увеличению налогов на шведское население и разрушали жизненно важный шведский экспорт железа, что привело к восстанию в Даларне под руководством Энгельбректа Энгельбректссона. В 1435 г. он был избран правителем, но вскоре убит. Борьбу возглавил Карл Кнутссон Бунде, лидер дворянства, который в 1438 г. был избран риксродом правителем страны. Эрик был низложен (14381439) как король унии, и его место занял его племянник Кристофер Баварский. Кристофер был бездетен, и после его смерти в 1448 г. образовался вакуум власти. Швеция избрала новым королём Карла Кнутссона с намерением возродить унию под шведской короной. В следующем году Карл был избран королём Норвегии, но новым королём Дании стал Кристиан I Ольденбургский. Последующие 70 лет прошли в постоянной борьбе между Данией и Швецией за право главенства в унии.

После смерти шведского короля Стена Стуре старшего в 1503 г. в междоусобицы вмешался Кристиан II Датский. В 1517 г. опираясь на своих шведских сторонников он попытался силой восстановить унию. После двух неудачных попыток (в 1517 и 1518 гг.) он в 1520 г. выиграл битву на льду озера Осунден, в которой был смертельно ранен его соперник Стен Стуре младший, и занял Стокгольм. Избежавший последовавшей вскоре Стокгольмской кровавой бани (1520) Густав Эрикссон Васа возглавил новое восстание в лесах Смоланда, в результате которого шведы вновь изгнали датчан в 1521 г. 6 июня 1523 г. в Стренгнес Густав Эрикссон был избран королём Швеции, что окончательно разрушило унию.

Окончательный распадПравить

Остатки Кальмарской унии просуществовали до 1536 г., когда Дания в одностороннем порядке объявила Норвегию своей провинцией. Норвегия сохранила собственные законы и некоторые государственные институты, но бывшие норвежские территории — Исландия, Гренландия, Фарерские острова — перешли во владение Дании. В 1814 г. Дания была вынуждена передать Норвегию королю Швеции. Эти события привели в середине XIX века к появлению движения за объединение стран бывшей Кальмарской унии (кроме Финляндии) в единую монархию.

СсылкиПравить

ast:Xunión de Kalmar bg:Калмарска уния cs:Kalmarská unie da:Kalmarunionen de:Kalmarer Union el:Ένωση του Κάλμαρ en:Kalmar Union es:Unión de Kalmar fi:Kalmarin unioni fr:Union de Kalmar he:איחוד קאלמאר it:Unione di Kalmar ja:カルマル同盟 nl:Kalmarunie nn:Kalmarunionen no:Kalmarunionen pl:Unia kalmarska sk:Kalmarská únia sr:Калмарска унија sv:Kalmarunionen zh:卡尔马联合

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики