ФЭНДОМ

Файл:Kazimierz Jagiellonczyk.jpg

Казими́р IV Ягеллон (польск. Kazimierz Jagiellończyk, лит. Kazimieras Jogailaitis, 1427-1492), великий князь литовский с 1440 и король Польши с 1447.

Приход к власти Править

Сын Ягайло (Владислава II) и Софии, род. в 1427 г., провозглашен в Вильне великим князем литовским в 1440 г. После поражения польского и венгерского войска под Варной (1444) и гибели старшего брата Казимира, польского короля Владислава III, за которой последовало трёхлетнее междуцарствие, Казимир был выбран в короли польские. По внушению литовцев он долго не соглашался принять корону, но, видя, что поляки готовы избрать другого, уступил желанию поляков, невольно изменив интересам Литвы (1447). Положение Казимира было затруднительное. Как бывший литовский князь, он не мог сразу стать врагом Литвы и её самостоятельности; как польский король, он должен был сделаться врагом её. Политическому такту Казимира нужно приписать, что дело не дошло до кровопролития.

Файл:IRP 1466.PNG

Борьба с тевтонами Править

Немало беспокойств причиняет Казимиру Тевтонский орден. Пользуясь ослаблением могущества рыцарей, подчиненные им прусские города требуют автономии; рыцари не уступают; тогда эти города отдаются под власть Польши. Казимир IV вовлекается в войну с орденом, продолжительную, веденную с переменным счастьем и окончившуюся Торнским миром (1466), по которому за орденом осталась западная часть Пруссии, а Поморское, Холмское, Мальборгское воеводства, княжество Вармия и ещё некоторые города отошли к Польше.

Неудачные политические планы Править

У К. были широкие планы тесного сплочения с Польшей Литвы, Пруссии, даже Чехии, Венгрии и Валахии; его занимала идея единой сильной королевской власти, реформа церкви, городов и пр., но обстоятельства были неблагоприятны для К. Созываются всевозможные съезды, под председательством короля, для рассуждения о важнейших делах государства, но выигрывает только шляхта, до того усилившаяся, что К. приходится с ней торговаться: проигрывают паны, высшее духовенство и города. Краковский университет при К. играл видную роль в Европе; к этому времени относится немало известных польских писателей. Латинский язык стал при К. IV общераспространенным в Польше.

Семья Править

Казимир был женат на Элжбете (Елизавете), дочери священно-римского императора Альбрехта II. Имел четырёх сыновей:

  • Казимир Святой, наместник отца в Литве, умер молодым в 1484, канонизирован;
  • Ян Альбрехт, наследовал отцу как король Польши;
  • Александр Ягеллон, наследовал отцу как великий князь литовский, после смерти Яна Альбрехта также король Польши;
  • Сигизмунд I, после смерти Александра стал королём Польши и великим князем литовским.

Ссылки Править

  • Lewicki, «Wstapenie na tron polski Kazimierza Jag.» (XX т. «Rozpraw hist.»; изд. Краковской акад.)
  • Papée, «Przełom w stosunkach miejskich ż a K.-Jag.»;
  • его же, «Polityka polska w czasie upadku Jerzego z Podjebradu 1466—71» (VIII т. «Rozpraw hist.»).
Предшественник:
Сигизмунд Кейстутович
Великий князь литовский
1440-1492
Преемник:
Александр Ягеллон
Предшественник:
Владислав III Варненчик
Король Польши
1447-1492
Преемник:
Ян Альбрехт
be:Казімір Ягелончык

cs:Kazimír IV. Jagellonský de:Kasimir IV. (Polen) en:Casimir IV Jagiellon et:Kazimierz IV fr:Casimir IV Jagellon hu:IV. Kázmér lengyel király ja:カジミェシュ4世 (ポーランド王) lt:Kazimieras Jogailaitis lv:Kazimirs IV pl:Kazimierz IV Jagiellończyk sv:Kasimir IV

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики