ФЭНДОМ

Файл:Kazimierzm.jpg

Казими́р (1458—1484) — литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Литвы.

Биография Править

Представитель династии Ягеллонов (ветви Гедиминовичей). Внук Ягайло, сын правителя Литвы и Польши Казимира IV и Эльжбеты (Елизаветы Австрийской), дочери римского императора Альбрехта II. Родился в Кракове, был наместником отца в литовских землях. Умер в Гродно от туберкулёза 4 марта. Прах перевезен в Вильну и захоронен в Кафедральном соборе.

Канонизация Править

При жизни Казимир обращал на себя внимание современников образованностью, скромностью и набожностью. Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик в Польше и Литве, выразившийся в прославляющих королевича высказываниях и эпитафиях.

В канонизации Казимира играли роль политические факторы. У Литвы (принявшей западное христианство в 1387) не было «своего» святого. Кроме того, святой из династии Ягеллонов дал бы дополнительный вес династии и связанным с нею вельможным родам. Усиленные старания о канонизации своего брата предпринимал Сигизмунд I Старый . В 1517 Папа Римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа Римский Лев X издал в 1521 канонизационную буллу, однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу «Quae ad Sanctorum», изданную 7 ноября 1602 Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.

По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

В 1636 мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Св. Казимира кафедрального собора. В 1953 мощи были перенесены к костёл Св. Петра и Павла. церкви храма. 4 марта 1989 мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

Культ Править

Файл:Kazimieras.jpg

В 1613 Святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского и с тех пор считается главным покровителем Литвы, в 1636 объявлен покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

Казимир — единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ Святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длинна. Он её закрасил ее и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

Казюк Править

Файл:Kaziemierzs.jpg
По традиции в день памяти Святого Казимира с примыкающими к нему ближашими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Каз́юк» (польск. Kaziuk, лит. Kaziukas, Kaziuko mugė). Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 — на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки спровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников — сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

Ссылки Править

de:Kasimir (Heiliger) en:Saint Casimir fr:Casimir de Pologne lt:Šv. Kazimieras nl:Casimir (heilige) pl:Święty Kazimierz ro:Cazimir sv:Kasimir

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики