ФЭНДОМ

Файл:Kazas.jpg

Илья Ильич Казас (18321912) — выдающийся караимский просветитель, педагог и поэт. Он стал одним из наиболее выдающихся членов караимской общины Крыма своей эпохи, показав чего может добиться выходец из простой караимской семьи.

Закончив знаменитую в своё время образцовую школу Яшара Луцкого и «сочиняя стихотворения на величественном языке Библии», в течение 6 месяцев работал приказчиком в одном из модных одесских магазинов.

Блестяще поступил в высшую школу, блестяще окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, получил степень кандидата наук и стал первым караимом с высшим образованием и научной степенью. И. Казас был высокообразованным человеком, знал 11 языков, из них 4 — древних.

Работал в течение 18 лет в Симферопольской мужской гимназии, основал несколько караимских школ в Симферополе; возглавлял Александровское духовное караимское училище. О его высоком авторитете среди крымских караимов ярко свидетельствует тот факт, что он был советником гахама С. Пампулова.

Опубликовал такие учебники, как «Дерегель Галадим» («Руководство для детей») (написан на иврите в 1868-1869 гг.) и «Учебник русского языка для татарских элементарных школ», написанный в 18731875 гг.

Особенно ярко Илья Ильич проявил себя как блестящий переводчик. Благодаря его усилиям современники познакомились со многими известными литературными произведениями, такими как «Торат Гаадам» («Начала Этики») и «Кившоно Шель Олам» («Мировые тайны»), в которых Илья Казас представил переводы сокращенных и переработанных им сочинений французских авторов П. Жане и Ж. Симона.

Редактировал выходивший в Одессе караимский журнал «ДавулБарабан») и cимферопольскую газету «Таврида».

Ученики Править

ЛитератураПравить

  • Сигаева Г.В. Крымские караимы и их вклад в многонациональную культуру России и Крыма. // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. - Симферополь, 1997. - №3 - сентябрь.
  • Бараш Я. Педагог, просветитель, поэт Илья Ильич Казас /1833-1912/. // История в лицах. - Симф.: «АНООНК»,1997.en:Kazas, Elia

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики