ФЭНДОМ

Эрш-Лэйб Кажбер (идиш הערש-לײב קאַזשבער, наст. фам. Вайнштейн) (1906, Кажба Белецкого уезда Бессарабскoй губернии — 1942, Самарканд) — бессарабский еврейский писатель. Писал на идише.

Эрш-Лейб Кажбер (Вайнштейн) родился в бессарабской деревне Кажба (теперь Глодянского района Молдовы) в 1906 (по другим данным в 1910) году в семье бедных хуторян. В результате несчастного случая с детства хромал. Окончил румынскую гимназию в Бельцах и там же работал учителем в школе Бунда. В 1930-е годы жил в Кишинёве.

Дебютировал рассказами в газете «Черновицер Блэтэр» (Черновицкие листки), сразу под литературным псевдонимом Кажбер (т.е. «родом из села Кажба»), публиковал рассказы и критические статьи в «Литэрарише Блэтэр» (Литературные листки, Варшава). Вместе с прозаиком Янкл Якиром основал в 1931 году в Кишинёве журнал «Онзог» (Анонс), предназначавшийся как орган группы молодых бессарабских литераторов, которые в скором времени вошли в объединение «Юнг-Румэнье» (Румыния младая) в Бухаресте и публиковались прежде всего в издаваемом Янкев Штернбергом и Шлоймэ Биклем журнале «Шойбм» (Окна). В первом сборнике «Онзог» помимо Якира и Кажбера принял участие поэт Герцл Гайсинер (впоследствии Ривкин), и xотя дальнейшего развития этот проект не получил — с него началась литературная карьера всех троих участников, а также ответственного секретаря редакции поэта Хаимa Зельцера (впоследствии — автора изданных в Тель-Авиве поэтических сборников «Ру Ин Руинэн» — Покой в руинах, 1975; «Фун hэймишн Брунэм: лидэр ун билдэр» — Из родного колодца: стихи и очерки, 1976; «Шотн Ин Мидбэр» — Тени в пустыне, 1979; «Зибм Фун Эйн Шиф» — Семеро с одного корабля, 1982, и других).

Единственная книга Кажбера «Казённая гимназия» вышла в 1937 году в Черновцах. В сигетском журнале «Уфганг» (Восход, редактор И.Д. Израэл) с продолжением была напечатана его повесть «Хавэртэ Таня» (Товарищ Таня). Зимой 1942-43 года Кажбер умер от голода во время эвакуации в Самарканде.

Литература Править

  • אָנזאָג: צײַטשריפֿט פֿאַר ליטעראַטור, קונסט און צײַטפֿראַגן (онзог: цайтшрифт фар литэратур, кунст ун цайтфрагн — анонс: периодическое издание по литературе, искусству и насущным проблемам), под редакцией Г. Гайсинера, Г. Вайнштейна и Я. Якира, издательство «Техник» — М. Дектор: Кишинёв, 1931.
  • קאַזיאָנע גימנאַזיִע (казёнэ гимназие — казённая гимназия), Библиотэк Э. Штейнбарг: Черновцы, 1937.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики