ФЭНДОМ

Кадавайл ап Кинведу (валл. Cadafael ap Cynfeddw, лат. Catuvelladurus, англ. Cadwalla, ум. ок. 655), также известный как Кадавайл Покидающий битву (валл. Cadomedd) — король Гвинеда с 634 года.

Немного известно о жизни Кадавайла до поражения и смерти Кадваллона в битве при Хэвенфилде в 634 году. По всей видимости Кадавайл был довольно популярным военачальником Гвинеда, поскольку трон королевства был им получен в обход малолетнего сына Кадваллона — Кадваладра. По некоторым данным за восшествием Кадавайла на престол последовала война со сторонниками Кадваладра, которые, потерпев поражение, вынуждены были покинуть Гвинед вместе с законным наследником.

Происхождение Кадавайла не было багородным. Об этом сообщает одна из триад из «Красной книги Хергеста»:

«Три короля, заслуживших королевство не по праву наследования, а благодаря своим достоинствам:

Гуриад ап Гуриан на Севере, Кадавайл ап Кинведу в Гвинеде и Хивайд ап Бледиг в Дехьюбарте».[1]

В качестве короля Кадавайл продолжил традицию военной поддержки Гвинедом англосаксонского королевства Мерсия в противостоянии с Нортумбрией. Скорее всего Кадавайл был в числе королей бриттов сражавшихся на стороне Пенды Мерсийского против северян в битве при Майс-Когви, называемом на языке англов Масерфельт неподалеку от города Освестри (англ. Oswestry), 5 августа 642 года. В этом сражении пал король Нортумбрии Освальд Святой, восьмью годами ранее победивший Кадваллона.

В 655 году Кадавайл во главе войск Гвинеда в составе армии Пенды вторгся на территорию Нортумбрии. Засвидетельствованным источниками событием этой компании является осада города Иудеу[2], в результате которой союзная армия мерсийцев получила так называемый «атбрет Иудеу» — то есть выкуп. В конце этого же года состоялась битва на поле Гай близ реки Винваэд (англ. Winwaed), в которой наследник Освальда — Освиу нанес поражение Пенде. Король Мерсии и 30 его родственников и союзных королей погибли в этом сражении. Ненний в «Истории бриттов» описывает эти события следующим образом:

«Именно тогда Осгид передал все богатства, какие были у него в городе, то есть атбрет Иудеу, в руки Пенды, а Пенда распределил их между королями бриттов. Лишь один Кадавайл, король Гвинеда, улизнув ночью, спасся со своим войском, почему и получил прозвище Кадавайл Кадомед».[3]

Неизвестна точная дата завершения правления Кадавайла, однако вскоре после бесславного участия в северном походе он был смещен Кадваладром сыном Кадваллона и, вероятно убит им.

Предшественник:
Кадваллон ап Кадван
Король Гвинеда
634655
Преемник:
Кадваладр Фендигайд

Примечания Править

  1. Красная книга Хергеста, Jesus MS 111, другой вариант названия триады: «Три короля родом из крестьян»
  2. Точная локализация города не установлена, предположительная: Северная Нортумбрия, либо район Ферт-оф-Форт
  3. Ненний, История бриттов, глава 65

Ссылки Править

en:Cadafael Cadomedd ap Cynfeddw fr:Cadafael Cadomedd ap Cynfeddw it:Cadafael Cadomedd ap Cynfeddw

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики