ФЭНДОМ

Мовсес Каганкатваци (Каланкатуаци) (VII или X вв.) — армянский историк, автор или редактор «Истории страны Алуанк» — компилятивного, скорее всего, сочинения, приписываемого ему или Мовсесу Дасхуранци.

Если не считать тех немногих упоминаний о Мовсесе Каганкатваци, которые встречаются у армянских историков XIII в. (у Мхитара Анийского, Киракоса Гандзакаци и Мхитара Айриванского), биографические данные о нем отсутствуют. Также почти ничего неизвестно о времени его жизни. Исходя из того, что Мовсес говорит о событиях VII в. как очевидец, некоторые исследователи (Шахназарян, Борэ, Эмин и др) относят время его жизни к VII в. Другие исследователи (Патканов, Абегян) полагают, что Мовсес Каганкатваци жил в X в. и написал самостоятельно только III книгу «Истории страны Алуанк», а в I и II книгах он пересказал события VII в, основываясь на сведениях, заимствованных у Мовсеса Хоренаци, Егише, из житийной литературы, посланий и канонов. Это предположение основывается на том, что в III книге «Истории страны Алуанк» имеется упоминание факта взятия Партава русами в 943 или в 944 г. — события, описанного арабс­ким писателем Ибн Мискавейхом (XXI вв.).

Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, города Каланкатуйка, от названия которого и происходит его имя (см. Мовсес Каганкатваци, «История страны Алуанк», кн. II, гл. 11). По происхождению он был либо утийцем, писавшим на армянском языке, либо армянином, так как в этот период бо́льшая часть Утика была уже арменизована. Последнее вероятноее, так как он (вслед за Мовсесом Хоренаци) называет агванский язык "изобилующим гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками" ("История", II,III). Судя по приписке, имеющейся в одной из рукописей (№ 667, список 1855 г.), автор «Истории страны Алуанк» был монахом.

Анализ языка автора, его слога и стиля, позволил некоторым исследователям заключить, что III книга была целиком написана не Мовсесом из Каланкатуйка, а другим лицом, жившим на несколько столетий позже. Этим объясняется почему в книге полностью отсутствуют сведения, относящиеся к событиям IX в., а также тот факт, что автор ссылается на армянских историков IVVI вв. (Фавста Бузанда, Агафангела, Егише, Мовсеса Хоренаци, Авраама Мамиконяна и Петроса Сюнийского) и, при этом, ни разу не упоминает ни одного автора, также писавшего об Албании в VII—X вв. (Иоанн Мамиконян, Шапух Багратуни, Иоанн Католикос, Себеос, Фома Арцруни).

Ссылки Править

en:Movses Kagankatvatsi

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики