ФЭНДОМ

Файл:Konstantin Kavelin.jpg

Константи́н Дми́триевич Каве́лин (4 (16) ноября 1818, Санкт-Петербург — 3 (15) мая 1885, там же) — русский историк, правовед и социолог, публицист.

Биография Править

Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 18571861 профессор Петербургского университета. В 1840-е был близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену и занимал западнические позиции.

В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную А. И. Герценом в «Голосах из России» (1857) и Н. Г. Чернышевским в журнале «Современник» (1858). Это повело к отстранению Кавелина от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии.

С либеральных позиций поддерживал подготовку и проведение крестьянской реформы 1861. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти.

С конца 1850-х сближался со славянофилами. В 1866 представил царю консервативную записку «О нигилизме и мерах против него необходимых». В 1860-1880-х выступал против материализма в психологии и этике.

Труды Править

Общие вопросы истории освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую форму. Наряду с Б. Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть — инициатором и гарантом прогресса.

К трудам философского характера относятся «Задачи психологии» (1872) и «Задачи этики» (1884). Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Мысли и заметки о русской истории» (1866).en:Konstantin Kavelin

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики