ФЭНДОМ

2Vojdia-agerasimov1

Картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938 г.

«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» — известная картина советского художника Александра Михайловича Герасимова.

Холст, масло. 296 х 386. Адрес современного нахождения произведения: Государственная Третьяковская галерея, Москва[1][2][3]. Время создания: 1938 год[2][4][1][5]. Жанр: соцреализм. Изначальное название: «На страже мира»[3]. Картина изображает двух политических деятелей СССР и КПСС данного периода Сталина и Ворошилова, вышедших на прогулку у Кремля после дождя. == Автор ==
Художник Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) поначалу собирался стать просто художником, деятелем искусств. Но Октябрьский переворот 1917 года круто изменил жизнь всей страны, а заодно и А. М. Герасимова. Власть требовала своего социалистического искуства — и А. М. Герасимов как мог шел ей навстречу[6]. Очень скоро он стал ее придворным живописцем[3]. Александр Герасимов — сложная и противоречивая фигура в советском искусстве 1930-1960-х годов[2]. == История создания ==
Картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» была создана художником А. М. Герасимовым в 1938 году специально к 20-летию РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) и Военно-Морского флота, к проводившеся по этому поводу юбилейной выставке[4][6]. Картина экспонировалась там в центральном зале на самом почетном месте. Работа была заказная, чего, собственно, автор и не скрывал — да и как было скрыть. Заказ состоял в написании очередного портрета вождя всех народов и личного друга детей и физкультурников И. В. Сталина, но художник в своем творческом замусле пошел дальше: он приписал туда же и Ворошилова. И неспроста: Ворошилов был покровителем художника, их даже связывали дружеские отношения, и А. М. Герасимов написал не менее дюжины его портретов, вот и на этот раз захотел сделать своему давнему покровителю подарок, запечатлев на дружеской прогулке вместе со всесильным вождем — как бы приподняв тем самым и значимость своего государственного покровителя[3]. Впрочем, Герасимов был любимым художником и самого Сталина[6]. Так что заказ на подобное монументальное полотно наверняка пришел с самого верха. Сам художник вспоминал: «В плане заказа для этой выставки я мог писать И. В. Сталина в окружении его ближайших друзей и соратников, но я решил писать только И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, потому что для меня писать с фотографий, не видя людей, невозможно: фотография никогда полно не передает лица. Чтобы писать хорошо, нужно знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти. Я имел высокую честь близко видеть И. В. Сталина несколько раз, разговаривать с ним; а К. Е. Ворошилова писал несколько раз с натуры»[4]. == Сюжет ==
Композиция этого произведения очень лаконична. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов стоят на асфальтовой дорожке Кремля, а перед ними открывается широкая панорама строящейся советской Москвы. Они глубокомысленно смотрят в сторону возводящегося на месте снесенного Храма Христа Спасителя Дворца Советов, а на их фоне предстают здание Дома Правительства, возвышающееся над старыми домами Замоскворечья фабрики и заводы, гранитные набережные Москвы-реки и новый широкий Каменный мост[4]. Как правильно было отмечено в Обсуждении к этой статье, название полотна точно: вожди изображены в Кремле, а не на Большом Каменном мосту. Оба персонажа выполнены в жанре соцреализма, то есть не такими, как были в реалии, а в идеологически приукрашенном виде. При этом Герасимов очень четко и точно запечатлел и портреты персонажей, и окружающую их природу, и Кремль, и московские постройки. Однако в облике героев произведения нет их реальных черт. Например, лицо настоящого Сталина было испещрено оспинами[7], которые не вошли на полотно. Никакие реальные некрасивости не попали в поле зрения художника. Он создавал образы, а не живые портреты. В результате оба вождя выглядят на полотне красавцами-героями. Это их город, это они — хозяева страны. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов и показаны художником как вдохновители и организаторы Советского государства, создатели всего происходящего, и смотрят они на город с высоты своего положения[4]. Идеологический смысл огромного полотна прост: во взорах Сталина и Ворошилова читалются сила и непреклонная большевистская воля — на страже созидательного социалистического труда советского народа стоят партия, советское правительство и непобедимая Красная Армия[3]. Мокрая после дождя асфальтовая дорожка констрастирует с пафосом сюжета и как бы снимает официоз, приближая персонажей к простым человеческим условиям — вот ведь и у них дождь, прямо как у людей. Дождь имеет тут несколько смысловых значений. Он не только приближает советских вельмож к простым смертным, это еще и символ обновления (мол, «мы наш, мы новый мир построим» / слова из «Интенраницонала», официального гимна СССР). Художник изобразил не сам дождь, а состояние после дождя — мокрый асфальт, отражающий парапет и сапоги, лужи; а небо — уже проясняется и явно зовет к новым свершениям и подвигам[3]. Дождь — а вернее, природу после дождя — А. Герасимов в своем творчестве использовал неоднократно. Еще в 1935 году он создал картину «После дождя. Мокрая терраса» — очень тонкая и лиричная картина, и явно повторил найденные тогда живописные приемы в новом произведении — двойном портрете вождей[3].

Значение Править

Произведение «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» было признано значительным и емко отображающим современную советскую действительность в жанре соцреализма. Картина определяется как одно из самых монументальных произведений в творчестве Герасимова. Она стала популярнейшим официозным произведением и сыграла значительную роль в направленности соцреалистического искусства[1]. В 1941 году картина была удостоена Сталинской премии I степени «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы»[4]. Копии с этой картины украшали кабинеты учреждений, где выседили высокие должностые лица; она тиражировалась в массовых изданиях[1]; было издано множество почтовых открыток с репродукцией картины (они и до сих пор издаются)[8]. Произведение получило широкое распространение и — народное название: Два вождя после дождя[2][3]. Кто автор этого ироничого выражения — к сожалению, неизвестно; обычно авторство таких метких и прижившихся в народе слов теряется. Заслуги художника А. М. Герасимова были учтены. Он — первый президент созданной Академии Художеств СССР; Народный художник СССР (1943); лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949)[6]. Вот как рассказывает про этого скромного человека современная литература: «Александр Михайлович Герасимов, первый президент Академии художеств СССР, был личностью самобытнейшей и весьма оригинальной. Жил он в особняке у станции метро „Сокол“, из бывшей бани в глубине двора сделал флигель, в котором и написал своих знаменитых „Моющихся баб“. Потом эту баню A.M. Герасимов переделал под жилое помещение и сдавал его всем желающим — вместе с предбанником и старой облезшей курицей на насесте. Со всех живущих художник брал непременное обязательство, что они будут присматривать за этой курицей»[4]. Да и действительно: почему бы не жить простому советскому художнику в отдельном советском особняке — когда вся страна (ну кроме, конечно, простых советских государственных и партийных деятелей) проживала в тесных коммуналках, где, как пел В. Высоцкий, «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная» (напомним: Владимир Высоцкий родился в том же 1938 г., так что является ровесником данного произведения А. Герасимого). Для целого поколения художников именно Александр Герасимов стал персонификацией тоталитарного режима в искусстве[2]. После смерти Сталина и разоблачения его культа личности пришедший к власти Н.Хрущев сместил художника со всех официальных постов, а его живопись приказал убрать с экспозиций в запасники музеев[6]. Тем не менее картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», несмотря на свой конъюнктурный смысл, считается классикой русского искусства и входит в список шедевров живописи[4][6]. И не только потому что это произведение олицетворяет эпоху и ценно как её свидетельство. Это талантливое произведение.

== Источники ==

Напишите здесь первый параграф вашей статьи.

Заголовок секцииПравить

Напишите здесь первую секцию вашей статьи.

Заголовок секцииПравить

Напишите здесь вторую секцию вашей статьи.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики