ФЭНДОМ

июль
Пн Вт Ср Чт пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
2019 г.
Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный, Лунный, Лунно-солнечный

Календарная
эра
Вставка
високосов

Другие календари
Армелина · Армянский (языческий | христианский) · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнекитайский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Непальский · Новоюлианский · Римский · Симметричный · Советский · Тамильский · Тайский: ЛунныйСолнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Туркменский · Универсальный · Французский · Ханаанейский · Чучхе · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Ию́ль (лат. Julius) — седьмой месяц Григорианского календаря. В староримском календаре являлся пятым месяцем года (который до реформы Юлия Цезаря начинался с марта). Поэтому месяц первоначально назывался Quintilis (quintus = пять). Впоследствии, он был назван в честь имени первого римского императора Юлия Цезаря, который в этот месяц родился.

Славянские названия — липец (украинское название — липень), от времени цветения липы; сенозарник («сено» и «зреть») и сеностав отражали созревание сена и укладку его в стога. Южные хорваты перенесли название липень (хорв. Lipanj) на предыдущий месяц, соответствующий июню.

Русское название «червень» происходит от старого русского слова «червленый», то есть красный, красивый.

Июль, макушку лета, называли еще жарником, страдником — от страды, грозником или грозовиком — по сильным грозам. Другие названия — макушка лета, червенец, серпан, седмик, шерпен.

В других языках июль носит следующие названия (для иероглифических языков дано приблизительное звучание): липень (укр.), ліпень (бел.), ивлиси (груз.), iúlie (молд.), julijs (латыш.), liepa (литов.), juuli (эстон.). Korrik (алб.), july (англ.), Julie (африк.), юли (болг.), július (венг.), juli, hooimaand (голл.), иулис (греч.), juli (датск.), Juli (индонез.), julio (исп.), luglio (итал.), циюе (кит.), Juli (нем.), juli (норв.), lipiec (польск.), Julho (порт.), iúlie (рум.), jul (словацк.), Julai (суах.), temmuz (тур.), heinakuu (фин.), juillet (фр.), julai (хинди), cervenec (чешск.), juli (швед.), julio (эсперанто), shichigatsu (япон.).

В старофранц. яз. И. назыв. Juignet, то есть маленький июнь, во всех герм. яз. Heumonat (сенный месяц), так как на И. падает конец сенокоса; в Тульской губ. назыв. сенозорник, в Тамбовской и др. губ. народное название — макушка лета, что слово в слово соответствует кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик серпен происходит от слова серп, которому соответствует греч., откуда македонское название месяца. Название И. (в церковных книгах Иулий) перешло в Россию из Византии.

Июль в других календарях Править

Знаки зодиака Править

На июль приходятся следующие знаки зодиака:

Даль: ИЮЛЬ м. седьмой месяц в году, народное грозник, стар. липец. Июльский, к июлю относящ. Июлианское счисленье, юлианское, старый календарь или стиль, в противоположность новому, грегорианскому. Июль — макушка лета: сенозарник, страдник, месяц прибериха. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Июль, хоть разденься, а декабрь, потеплей оденься. В июле хоть разденься, а легче нет. Не топор кормит мужика, а июльская работа. Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лечь. Плясала б баба, да макушка лета настала. Всем лето пригоже, да макушке тяжело, страда.

Брокгауз и Ефрон: Июль (лат. Julius mensis). Коренные славянские названия: в древней Руси — червень, у малоруссов и поляков — липец, у чехов и словаков — червенец и сечень, у вендов — седмник, серпан, у иллирийцев — шерпен и шарпан) — по современному счислению седьмой месяц в году, а у древних римлян, считавших год с марта, пятый, откуда первоначальное название его Quintilis, которое в 45 г. до Р. Хр. переменено было на И., в честь Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце. По другому мнению, название его, как и июльский праздник северогерманских народов, находится в связи с солнцеповоротом. В древней Руси был пятым месяцем, а когда начали считать год с сентября, приходился одиннадцатым; с 1700 г. — седьмой. Имеет 31 день. В старофранц. яз. И. назыв. Juignet, то есть маленький июнь, во всех герм. яз. Heumonat (сенный месяц), так как на И. падает конец сенокоса; в Тульской губ. назыв. сенозорник, в Тамбовской и др. губ. народное название — макушка лета, что слово в слово соответствует кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик серпен происходит от слова серп, которому соответствует греч., откуда македонское название месяца. Название И. (в церковных книгах Иулий) перешло к нам из Византии. Народные поговорки про И.: «в И. на дворе пусто, да на поле густо», «сбил сенозорник у мужика мужицкую спесь, что некогда и на печь лечь», «плясала бы баба, да макушка лета настала» и проч. С Ильина дня (20 июля) у нас считают осень, появляются холодные утренники, отчего говорят: «на Ильин день и камень прозябает», «на Илью до обеда лето, а после обеда осень», «до Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть», «Илья пророк три часа приволок», «новый хлеб на Ильин день», «до Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается». В римскокатолич. церкви И. месяц посвящен памяти Игнатия Лойолы, основателя ордена Иезуитов.

Июль — один из семи месяцев, содержащих 31 день.

Праздники Править

Международные Править

Российские Править

Православные Править

Иные страны и религии Править

Русские народные приметы Править

  • Вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде. Гром глухой – к тихому мелкому дождю. Гром гулкий – к ливню.

Из статьи «Июль» словаря Даля:

  • Июль — макушка лета: сенозарник, страдник, месяц прибериха.
  • В июле на дворе пусто, да на поле густо.
  • Июль, хоть разденься, а декабрь, потеплей оденься.
  • В июле хоть разденься, а легче нет.
  • Не топор кормит мужика, а июльская работа.
  • Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лечь.
  • Плясала б баба, да макушка лета настала.
  • Всем лето пригоже, да макушке тяжело, страда

Примечания Править

Ссылки Править

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь