ФЭНДОМ

Ихтиозавры 1
Ошибка скрипта
Научная классификация
Международное научное название
Номенклатурный тип
Ichthyosaurus communis de la Beche & Conybeare, 1821
Семейства
Геохронология
Wikispecies-logo
Систематика
на Викивидах
Commons-logo
[{{fullurl:commons:Ошибка скрипта}} Изображения
на Викискладе]
ITIS  Ошибка скрипта
NCBI  Ошибка скрипта
EOL  Ошибка скрипта
MB  Ошибка скрипта

Ихтиоза́вры[1] (лат. Ichthyosauria, «рыбоящеры» от греч. ἰχθύς — рыба и σαῦρος — ящер) — вымерший отряд крупных (до 24 метров в длину, в среднем 2—4 метра[2]) морских рептилий, имевших форму, конвергентную рыбам и дельфинам. Предки ихтиозавров, вероятно, спустились в море по руслу одной из доисторических рек, где останки практически не сохраняются, — все известные науке виды уже жили в морской воде и не выбирались на сушу. Были живородящими[3]. Имели эвриапсидное строение черепа, произошли от диапсидных предков. Зубы сменялись неоднократно в течение жизни. Конечности использовались для поддержания равновесия и контроля направления. У хвоста было две лопасти, нижняя из которых поддерживалась позвоночным столбом. У типичного ихтиозавра были очень большие глаза, защищённые костяным кольцом, говорящим о том, что охотились они ночью. В связи с этим некоторые виды обладали огромными глазами (до 20 см в диаметре). Дополнительно, по-видимому, имелись какие-то кожные рецепторы, подобные боковой линии, на что указывают следы нервов и сосудов на костях черепа. Кожа, лишённая чешуи, для лучшего скольжения в воде была, возможно, покрыта слизью. Хорошо приспособленные к движению с высокой скоростью, как современный тунец, некоторые ихтиозавры также наводят на предположения, что они были хорошими глубоководными ныряльщиками, как современные киты. Наиболее вероятная окраска — противотень (тёмный верх и светлый низ) с синеватым оттенком. Самый крупный описанный вид по обнаруженным окаменелостям ихтиозавр — шонизавр из позднего триаса полярной Канады (в 2003 году описан скелет длиной около 23 метров).

Ichthyosaur hharder

У некоторых ранних ихтиозавров были зубы, с помощью которых они питались моллюсками — аммонитами, наутилоидеми и кальмарами[4]. Очень похоже на то, что они также питались рыбой, а у части более крупных видов были тяжёлые челюсти и зубы, которые показывают, что они питались более мелкими рептилиями.

Типовой вид этой группы был описан в 1821 году как Ichthyosaurus communis De la Beche & Conybeare в составе рода ихтиозавров из нового семейства Ichthyosauridae De la Beche & Conybeare, 1821.

Ихтиозавры существовали в течение почти всего мезозоя 250—90 млн лет назад, наибольшего расцвета достигли в юрский период, пока в меловой период их не сменили плезиозавры. В мелу количество видов ихтиозавров резко снизилось, лишь один род — платиптеригий (Platypterygius) — дожил до начала позднего мела (единственный описанный представитель меловой группы).

Harpoceras & Ichtyosaure (p)

Скелет окаменевшей рептилии

Распространение Править

Германия Править

Ранние реконструкции ихтиозавров избегали спинного плавника, у которого не было плотного костяного образования, до тех пор, пока в девяностых годах девятнадцатого века в Германии не были найдены хорошо сохранившиеся виды. Здесь у хвоста имелась костяная основа. Уникальные условия позволили частично сохраниться отпечаткам мягких тканей.

Россия Править

Ichthyosaur01

Позвонок ихтиозавра из формации Сандэнс (Вайоминг)

На территории России также были найдены останки ихтиозавров, в числе которых симбирскозавр[5] и ундорозавр, найденный в Поволжье близ села Ундоры, которого учёные определяют как синоним рода офтальмозавр[6].

Классификация Править

Temnodontosaurus DB

Темнодонтозавр

Platypterigius longmani DB

Платиптеригий

Yasikovia2

Офтальмозавр

Фильмография Править

См. также Править

Wiktionary
В Викисловаре есть страница о термине «ихтиозавр»

Примечания Править

  1. Еськов К. Ю. Словарь названий живых и ископаемых организмов // Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней. — М.: ЭНАС, 2008. — 312 с. — ISBN 978-5-91921-129-7.
  2. Ихтиозавр
  3. Ихтиозавры были живородящими
  4. Юрский период
  5. http://rogov.zwz.ru/Ochev09%20light.pdf
  6. Палеонтологический зал в Ундоровском музее

Новая статья Править

Комментарии к: Править

Внутренний поиск файла изображения по памяти Править

Внутренний поиск Править

Внешний поиск по URL Править

Можно также создавать ссылки, которые используют возможности данного расширения, но без самого поля на странице.

Например, http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit откроет новую страницу «Тестовая страница» и загрузит в неё содержимое страницы Справка:Inputbox.

Можно открывать страницы с настраиваемым сообщением вверху страницы. Например: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&editintro=Шаблон:Политика&action=edit загрузит пустую страницу с шаблоном Шаблон:Политика сверху окна редактирования.

Можно сочетать эти два параметра и открыть новую страницу с сообщением Шаблон:Политика вверху и содержимым Справка:Inputbox в загруженном окне: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit&editintro=Шаблон:Политика

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики