ФЭНДОМ

Намибия - молодое государство, которое более ста лет находилось под властью разных колониальных властей и получило независимость только в конце 1980-х годов XX века.

Доколониальный периодПравить

Первыми на территории Юго-Западной Африки пришли, вероятно, койсаноязычные народы, предки современных сан (бушменов), которые обитают на северо-востоке Намибии и северо-западе Ботсваны. Они были организованы в небольшие племенные группы и занимались охотой и собиранием, при этом у каждой группы была своя территория.

Фрагментарные данные археологии, лингвистики и устного творчества позволяют составить только приблизительную картину миграций племен до XIX века. Вероятно, наиболее важные миграции растянулись во времени на несколько веков. Отдельные племенные группы нама, которые продвигались в северном направлении к районам плоскогорья, насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Они совмещали охоту с примитивным скотоводством, как и намаязычные горные племена дамара на севере плоскогорья и в пределах центральной части Большого Уступа. Герероязычные скотоводы мигрировали на юг в район плоскогорья Каоко (племена химба, тджимба) и в центральные районы плато (гереро, мбандеру). Все они были скотоводами и не создали централизованную социально-политическую организацию. Группы охотников и скотоводов постоянно перемещались в поисках пастбищ и воды, преодолевая огромные расстояния.

На севере Намибии ситуация сложилась по-другому. Осёдлые овамбо, которые мигрировали сюда, расселились вдоль рек Кунене и Окаванго и на расположенных между ними внутренних заливных равнинах. Так появились районы постоянных поселений, которые были разделены лесными массивами. В зависимости от природных условий в этих районах могли жить от нескольких сотен человек (на засушливом западе) до нескольких десятков тысяч человек (в более влажных северо-восточных районах), где появились "королевства", которые стояли над матрилинейными кланами и которые составили основу традиционной социально-экономической организации населения. Далее на востоке основными торговыми путями и маршрутами миграций служили реки Окаванго и Замбези. Племена овамбо знимались добычей меди на плато Отави, железной руды в Кассинге и соли в обширной бессточной впадине - солончаке Этоша.

Новое времяПравить

Переселение европейцев из Капской колонии, которое началось в конце XVIII века, вынудило некоторые частично европеизированные группы местного населения переправиться на правобережье реки Оранжевой. Народ орлам расселился среди нама до северо-западной части плоскогорья Каоко. Их вторжение разрушило традиционный уклад жизни местного населения и хрупкий социально-политический баланс в этих краях. Орлам были нужны товары, которые они могли бы обменять на европейские промышленные изделия. Они использовали своё техническое преимущество над местным населением (бычьи упряжки и огнестрельное оружие) для захвата единственного товара, который пользовался спросом у европейцев - скота гереро. В 1830-1850-х годах вождь орлам Йонкер Африкаанер подчинил многие из племен нама и гереро и создал военно-территориальное образование, власть которого распространиласть на большую часть центральных районов современной Намибии. Йонкер Африкаанер управлял им из своих ставок в Виндхук и Окахандье. Тогда же во внутренние районы южной части Намибии проникли европейские торговцы и миссионеры, после 1840 года наибольшую активность здесь проявляла Рейнское миссионерское общество. После смерти Йонкера Африкаанера в 1861 году его государство распалось, однако общая заинтересованность в нормальной торговле сдерживала междуусобные столкновения и угон скота.

Ухудшение обстановки на севере, связанное с двумя рейдами людей Йонкера и первой попыткой португальцев захватить внутренние районы южной Анголы, вызвали обеспокоенность вождей овамбо, которые начали вооружаться. В 1860-1870-тые годы главным предметом меновой торговлы была слоновая кость, однако когда слоны были истреблены, местное население стало осуществлять набеги на своих северных соседей и красть у них скот. Появиласть особая прослойка военначальников, ленга, которые сосредоточили в своих руках значительную власть.

В 1878 году Великобритания захватила район Уолфиш-Бея, присоединив его через шесть лет к Капской колонии. Но первый решительный шаг к колонизации внутренних районов Намибии сделала в 1884 Германия, объявив протекторат над территориальными приобретениями бременского купца Людерица, который купил у вождя одного из племен нама бухту Ангра-Пекена и прилегающий к ней район. Затем немцы сумели навязать местным вождям так называемый "договор о защите", то есть о протекторате, и вскоре под контролем Германии оказалась значительная часть территории страны. Для управления новыми владениями было создано "Немецкое колониальное общество Юго-Западной Африки", которое просуществовало 10 лет. Когда обществу стало не под силу справляться с вооруженным сопротивлением намибийцев, официальный Берлин направил туда губернатора Теодора Лейтвейна, после чего в Намибию прибыли первые белые поселенцы. В 1897-1898 году в Намибии началась эпидемия чумы рогатого скота, которая принесла много бед местному сельскому населению. Вследствие грабительских действий белых торговцев и дальнейших захватов земли, потерпела крах политика постепенных выборочных захватов, которая проводилась губернатором, и вытеснения африканцев в экономически неперспективные районы.

XX векПравить

Файл:Lothar von Trotha.jpg

В январе 1904 года на борьбу с немецкими колонизаторами поднялись гереро. После решающей победы при Ватерберге командующий немецкими подразделениями Лотар фон Трота отдал приказ о физическом уничтожении всех гереро. В конце того же года под предводительством вождя Хендрика Витбоя против немцев выступили народы южной Намибии. К моменту прекращения боевых действий в 1907 году потери намибийцев составили около 100 тыс. человек, или 60% населения, живущего в пределах плоскогорья.

В 1914 году Южноафриканский Союз (ЮАС) вступил на стороне Великобритании в Первую мировую войну и в следующем году разгромил колониальные войска Германии на территории Намибии. В 1920 Намибия была передана под управление ЮАС в качестве подмандатной территории Лиги наций, который получил право выполнять здесь законодательные, исполнительные и судеюные функции.

Переход Намибии под контроль ЮАС и нападение на неё португальцев с территории Анголы обусловили установление в Овамболенде колониального правления. Это совпало с голодом 1915-1916 годов, который, вместе с эпидемией гриппа, которая вспыхнула двумя годами позднее, забрал около четверти населения Овамболенда.

Еще дважды ЮАС использовал военную силу (теперь уже включая бомбардировки с воздуха) против местного населения - в 1922 году для подавления восстания бондельсвартов (одной из этнических групп нама) на юге и в 1932 году против одного из вождей овамбо Ипумбу.

В 1946 году созданная вместо Лиги наций ООН отклонила ходатайство ЮАС о включении в его состав территории Юго-Западной Африки. В ответ ЮАС отказался передать эту территорию под опеку ООН, начав тем самым затяжное судебное разбирательство в Международном суде ООН. В 1966 году Генеральная ассамблея ООН аннулировала мандат ЮАР и передала Намибию под эгиду ООН. В 1971 году Международный суд подтвердил законность этого шага.

Файл:Kalahari C17.JPG

Решение Международного суда, забастовка рабочих-контрактников и усиливающееся активное участие церкви в политической жизни ознаменовали начало периода массового сопротивления колониальному правлению. До середины 1970-х годов ЮАР была винуждена признать право Намибии на независимость. В 1975-1977 годы по инициативе ЮАР в Виндхуку проходила т.н. "конституционная конференция" при участии послушных южноафриканской власти политических группировок. Была разработана конституция, основанная на административном делении страны по этническому признаку.

В апреле 1978 года ЮАР согласилась на прекращение огня и проведения в Намибии виборов под наблюдением ООН. Однако позднее она отказалась от плана ООН, основанных на предложениях стран Запада. Позиция ЮАР еще больше усилилась после того, как в 1980-е годы администрация США выдвинула требования про увязку выведения южноафриканских войск из Намибии с выведением кубинских войск из Анголы, что еще на 10 лет отсрочило развязку намибийской проблемы.

ЮАР, потерпев военное поражение в южной Анголе, в 1988 году при посредничестве США и СССР пошла на переговоры с Анголой и Кубой по вопросу урегулирования ситуации на юге Африки. С 1 апреля 1989 года в соответствии с резолюцией №435 Совета Безопасности начался рассчитанный на год переход Намибии к независимости, осуществленный под контролем ООН.

В переходный период лидеры СВАПО и более 40 тыс. их сторонников вернулись из изгнания на родину, прошла регистрация политических партий и 95% потенциальных избирателей. 97% избирателей приняли участие в выборах в Учредительную ассамблею, проведенных под наблюдением ООН, на которых за СВАПО проголосовало 57% избирателей. Учередительная ассамблея разработала и приняла конституцию Намибии. 21 марта 1990 года Намибия была провозглашена независимой республикой, а её первым президентом стал лидер СВАПО Сэм Нуйома, который в 1970-1980-е годы находился в изгнании.

После провозглашения независимости ситуация в Намибии в целом была мирной и спокойной. Главными направлениями государственной политики были достижение национального примирения, социального равенства и экономическое развитие. На выборах 1994 года СВАПО еще больше укрепила свои политические позиции. Наметился умеренный экономический рост в сфере иностранного туризма, рыболовства и обрабатывающей промышленности, достигнутый прежде всего за счет государственных инвестиций. До конца первого десятилетия независимости наиболее сложными проблемами Намибии остаются забастовки, недовольство крестьян ходом земельной реформы, безработица.

<span id="interwiki-fr-fa" />de:Geschichte Namibias en:History of Namibia es:Historia de Namibia fr:Histoire de la Namibie it:Storia della Namibia no:Namibias historie pt:História da Namíbia uk:Історія Намібії

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики