ФЭНДОМ

Территория Киргизии, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века.

Древний мирПравить

Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во II веке до н. э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан.

Средние векаПравить

В V веке начался переход к осёдлому образу жизни и у кочевников, населявших Северную Киргизию.

В XIII веке земли современной Киргизии были завоёваны монголами.

XV век — Киргизы заселяют территорию современной Киргизии.

Новое времяПравить

1710 — образование Кокандского ханства с центром в Фергане, которое захватывает территорию южной Киргизии к концу XVIII века.

Новейшее времяПравить

Файл:Central Asia 1900.svg

В 1820-х Кокандским ханством была завоёвана и Северная Киргизия. В 1825 заложена кокандская крепость Пишпек — столица современной Киргизии.

В 18551863 территория Северной Киргизии добровольно вошла в состав России.

Южная Киргизия (вместе с Ферганой и севером Таджикистана) была завоёвана в 1876 в связи с разгромом Кокандского ханства.

После Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами Средней Азии вошли в состав Советской республики.

В 1918 Киргизия — часть Туркестанской АССР.

По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 — Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 — в Киргизскую ССР.

Современная историяПравить

  • 1 октября 1989 — вступил в силу закон о государственном языке (киргизский).
  • 1990 — Конфликт в Ошской области между местными узбеками и киргизами из-за земельных участков на границе двух государств. См. Ошская резня (1990).
  • 27 октября 1990 — Избран и приведен к присяге первый президент Киргизской ССР Аскар Акаев.
  • 15 декабря 1990 — Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете, в связи с чем произошло изменение официального названия (Республика Кыргызстан), которое было закреплено с внесением изменений в Конституцию от 5 февраля 1991 г.
  • 31 августа 1991 — Декларация независимости Республики Кыргызстан.
  • 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Кыргызской Республики как независимого суверенного государства.
  • 10 мая 1993 года в Кыргызстане была введена собственная национальная валюта — сом.
  • 1999 и 2000 — попытки боевиков Исламского движения Узбекистана прорваться на территорию Киргизии (нынешняя Баткенская область),так называемые Баткенские события. Общими усилиями России, Киргизии и Узбекистана отряды боевиков удалось разбить.
  • 16-18 марта 2002 — столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента Азимбека Бекназарова, а также требовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в ряде районов страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Кризис в Аксы привел к отставке премьер-министра Курманбека Бакиева и правительства.
  • В марте — апреле 2005 в результате тюльпановой революции Акаев лишился власти.
  • В июле 2005 президентом страны стал Курманбек Бакиев.

См. также Править

de:Geschichte Kirgisistans en:History of Kyrgyzstan es:Historia de Kirguistán zh:吉尔吉斯斯坦历史

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики